Совместная лекция Жон-Жон Сандыр и Кучыран Юри о перформансах, хэппенингах, видеоарте, песнопениях, ритуалах, обрядах, симпозиумах и других формах этнофутуристического движения в Удмуртии.
Движение этнофутуризма возникло в поэтической и художественной среде Эстонии на рубеже 1980–1990 годов. В 1994 году участники этнофутуристической конференции в Тарту, среди которых были представители многих финно-угорских народов, включая удмуртов, коми, мари, карелов, эрзя, саамов и других (всего порядка 100 народов), выпустили манифест «Этнофутуризм: образ мышления и альтернатива на будущее», согласно которому суть этнофутуристического движения заключается в соединении «древнего финно-угорского образа мышления с новейшими возможностями информационного общества».
С середины 1990-х годов этнофутуризм получил распространение не только в пост-социалистических странах, но и в культурах нескольких республик современной России, включая Марий Эл, Коми и Удмуртию. Одним из лидеров этнофутуристического движения Удмуртии является Кучыран Юри. В его практике художника и организатора, как и в проектах творческой группы «Эмноюмно», основанной им совместно с художником Жон-Жон Сандыр в 2010 году, последовательно соединяются актуальные формы современного искусства, многогранные образы удмуртской культуры и личностных мифов самих художников.
С 1998 года по инициативе Кучыран Юри на территории Удмуртии прошли 11 этнофутуристических фестивалей, которые с 2007 года трансформировались в ежегодное летнее симпозиумное движение с глубоким погружением в отдаленные деревни Удмуртии. С 2013 года к летним этнофутуристическим симпозиумам добавились зимние, посвященные перформансу и видеоарту. Во время симпозиумов приглашенные художники создают работы, объединенные не только общей темой, но и историей, и текущим состоянием места проведения симпозиума. Видимым результатом симпозиумов, как правило, становятся художественные работы в жанре этновидеоарта.