Тема лекции — теоретическое понимание мифа и художественные образы в романах Виктора Пелевина.
Миф может быть понят и как архаическая форма повествования о богах и героях, и как утверждение, не имеющее под собой обоснования. Ролан Барт вводит совершенно новую интерпретацию этого термина (миф — это похищенный язык) и описывает фигуру мифолога, который способен разоблачать мифы, переводя их из скрытого состояния в видимое и контролируемое. Ему представлялось, что для исследования мифа нужно всего лишь проследить за изменением в нем функций означающего и означаемого. Однако позже он изменил свою точку зрения. Само высказывание мифолога становится мифическим, а демистификация — частью мифа. Одна из иллюстраций к идеям о современном мифе и возможности его анализа — романы Виктора Пелевина.
«С точки зрения буддизма смысл рекламы крайне прост. Она стремится убедить, что потребление рекламируемого продукта ведет к высокому и благоприятному перерождению, причем не после смерти, а сразу же после акта потребления. То есть пожевал “Орбит” без сахара — и уже асур. Пожевал “Дирол” — и вообще бог с белыми-белыми зубами. <…> Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают» (Виктор Пелевин «Generation П»,1999).