Лекция посвящена философским темам в прозе Венедикта Ерофеева.
«В Московском университете я стал, во-первых, читать Лейбница, а во-вторых, выпивать», — многие высказывания и цитаты Венедикта Ерофеева вызывают смех, но это не смех, вызванный веселой шуткой, а ощущение абсурда, в котором вот-вот будет постигнута трагическая истина. Лейбниц — автор философской концепции теодицеи, или богооправдания. Как может существовать зло во Вселенной, если Бог, ее создатель, всеблаг, всемогущ и всемудр? Во вселенной Венички добро, безусловно, существует, ангелы постоянно с ним, но зло и абсурд переполняют этот мир. В нем разрушено все, что только можно было разрушить: смыслы, ценности, моральные нормы. Так что модернистский нигилизм автор может направить только против себя. Поэтому «и немедленно выпил», после чего следует торжественный гимн пьяной икоте, который одновременно является научным трактатом с цитатами из Евангелия и Достоевского, терминами Канта, иронией по поводу Маркса и Энгельса, в котором звучат вопросы о неотвратимости судьбы, о свободе воли, о случайности и необходимости и Хаосе, заполнившем Космос.
«Но если человек не хочет зря топтать мироздание, пусть он пошлет к свиньям и “Ханаанский бальзам”, и “Дух Женевы”. А лучше пусть он сядет за стол и приготовит себе “Слезу комсомолки”. Пахуч и странен этот коктейль. Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен.
Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со “Слезой комсомолки” просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой “Слезы” — память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?..» (Венедикт Ерофеев «Москва–Петушки», 1969).