Тема лекции — постмодернистские идеи и приемы в романе Умберто Эко «Имя розы».
В 1977 году Чарльз Дженкс сформулировал основные идеи постмодернистской архитектуры, среди которых были двойное кодирование, метафоричность образов и контекстуализация. В 1979-м Жан-Франсуа Лиотар определил состояние культуры как постмодернистское. В 1980-м вышел роман Умберто Эко «Имя розы», в котором автор применил постмодернистское многократное кодирование, то есть обращение к читателям различных типов восприятия и понимания. Для одной аудитории этот роман — детектив, действие которого разворачивается в монастыре XIV века, напоминающий рассказы Конан Дойла о Холмсе и Ватсоне, для другой — повествование с множеством уникальных подробностей эпохи, для третьей — размышление об отличиях человека средневековья и человека современного, о соотношении и взаимовлиянии литературы и религии, их месте в культуре и о других философских проблемах.
«Я был совершенно раздавлен сознанием собственной вины, ибо выходило, что девушка на костре будет искупать тот самый грех, в котором я участвовал наравне с нею. Потеряв всякий стыд, я разразился рыданиями и метнулся к себе в келью, где в течение целой ночи кусал тюфяк и выл в полном бессилии, ибо судьба отказала мне даже в том, о чем читал я в рыцарских романах, украдкой, с ровесниками, у себя дома, в Мельке, — в праве плакать и жаловаться, поминая имя возлюбленной. Единственная земная любовь всей моей жизни не оставила мне — я никогда не узнал — имени» (Умберто Эко «Имя розы», 1980).