Лекция посвящена философским смыслам фильма «Форрест Гамп».
Способны ли мы воспринимать мир таким, какой он есть? Видим ли мы вещи такими, какими они нам являются? Скорее всего, нет. Вместо этого, бегло скользнув взглядом по какому-либо предмету и «узнав» его, мы сознательно или бессознательно оказываемся вовлеченными в процедуру определения понятия и перечисления его существенных или несущественных признаков. Чистое восприятие заменяется предзаданным, вербально оформленным знанием. Призыв Эдмунда Гуссерля «Назад к вещам!» был стремлением к живому, интенсивному опыту переживания мира. Именно на это способен Форест Гамп. Если ему говорили «Никогда, ни при каких обстоятельствах не отводи взгляд от мяча!», то он так и делал и становился лучшим игроком в пинг-понг. Как будто бы такому вниманию его научил сам Гуссерль, сказав: «Форрест, обрати свое восприятие на данный предмет, не добавляя к этому восприятию ничего из своего разума». И Форрест послушно сделал бы это, узнав про этот предмет такое, что другим людям вообще недоступно. Не значит ли это, что среди нас есть только один человек, способный к феноменологической интенциональности, да и тот — выдуманный Форрест?
«Мне кажется, что ты сейчас на грани какого-то важного события в жизни. Что-то должно в тебе перемениться или произойти нечто такое, из-за чего вся твоя жизнь пойдет по совершенно иному пути. Когда я размышляю над этим, то постоянно вспоминаю твои глаза — в них то и дело появляется какой-то странный огонек, особенно, когда ты улыбаешься. Когда это случалось — а случалось это довольно редко, — мне казалось, что я вижу нечто, напоминающее Творение, источник творческой способности человека, источник его БЫТИЯ. <…> Мне все-таки кажется, что ты вовсе не идиот. Может быть, тебя можно отнести к той или иной категории в соответствии с тестами или приговором каких-нибудь дураков, но лично я, Форрест, вижу, что в твоем сознании кроется какая-то искра любопытства. Следуй за этой искрой, друг мой, и заставь ее работать на себя» (Уинстон Грум «Форрест Гамп», 1986).