Лекция посвящена композитору и философу Рихарду Вагнеру.
Вагнер считал, что искусство его времени находится в состоянии «цивилизованного варварства», а типичный художник — отрешенный от мира эгоист. Задача людей будущего (всех вместе, а не каждого по отдельности) — создать Gesamtkunstwerk, великое универсальное произведение. Оно должно включать в себя все виды искусств, используя каждый вид лишь как средство и лишая его исключительности и самостоятельности. Целью такой работы будет изображение совершенной человеческой природы. По мнению композитора, воплотить это можно было только в драме, понимаемой как органическое единство слова и звука. Эти идеи были основой всех больших проектов Вагнера, таких как тетралогия «Кольцо нибелунга» или Байротский оперный театр — храм искусства будущего.
«Самой же необходимой и сильной потребностью совершенного артистического человека является потребность раскрыть себя во всей полноте своего существа всему обществу, и это он может достичь при необходимом всеобщем понимании только в драме. В драме, представляя определенную личность, которой он не является, человек расширяет свое индивидуальное существо до общечеловеческого. Он должен полностью перестать быть самим собой, чтобы воссоздать другую личность в ее собственной сущности так, чтобы ее можно было представить. Он сможет это достичь лишь в том случае, если так глубоко поймет и так живо увидит эту другую индивидуальность во взаимосоприкосновениях, взаимосочетаниях и взаимодополнениях с другими индивидуальностями» (Рихард Вагнер «Произведение искусства Будущего», 1850).