Тема лекции — категории красоты, прекрасного и возвышенного и их воплощение в художественном образе.
Согласно Сократу, мир устроен разумно и гармонично, а всякая вещь в нем предназначена для какой-то цели, что и делает ее прекрасной. Истина, добро и красота нераздельны и вместе образуют благо. Понимание красоты как воплощения Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях сохраняется достаточно долго и проблематизируется только в XVIII веке. Является ли красота проявлением объективных свойств природы, или она обусловлена сознанием человека, особенностями его представлений и чувственного восприятия? А если красота — это имманентное качество природы, то можно ли в буквальном смысле добыть ее в чистом виде — как полезное ископаемое? Патрик Зюскинд обращается к подобной вещественной метафоре красоты. Герой его романа стремится уловить, поймать, выделить из природы, даже из самой ее прекрасной и вожделенной части — женского тела, такую субстанцию, которая будет квинтэссенцией совершенства. Неповторимый аромат этого вещества будет вызывать у людей сильнейшие чувства, они будут дрожать от восторга, кричать и рыдать от блаженства.
«Ее пот благоухал, как свежий морской ветер, волосы — как ореховое масло, чресла — как букет водяных лилий, кожа — как абрикосовый цвет… и соединение всех этих компонентов создавало аромат столь роскошный, столь гармоничный, столь волшебный, что все ароматы, когда-либо прежде слышанные Гренуем, все сооружения из запахов, которые он, играя, когда-либо возводил внутри себя, вдруг просто разрушились, утеряв всякий смысл. Сто тысяч ароматов не стоили этого одного. Он один был высшим принципом, все прочие должны были строиться по его образцу. Он был — сама красота» (Патрик Зюскинд «Парфюмер», 1985).