Тема лекции — пророческая сила сказок Николая Носова.
Утопические идеи сначала появились в философии, литературе и искусстве и только потом пришли в реальную жизнь. Несколько попыток построить идеальное государство-утопию привели к многочисленным трагедиям и жертвам. Литературный жанр антиутопии с середины XX века становится необычайно популярным. Это описание такого социального развития, которое привело к нежелательным результатам, мрачному и пугающему будущему и вместе с тем стало предупреждением, стремлением защитить от необдуманной стратегии. Тем более удивительна ситуация, когда литературные и философские антиутопии реализуются непосредственно в жизни. Книги Николая Носова написаны для детей, и их вряд ли можно торжественно называть коммунистической утопией и капиталистической антиутопией. Максимум, на который они претендуют, — жанр пародии. Тем не менее Носов гениально предсказал многие детали современной российской действительности. Неужели наша жизнь выдумана им, и мы живем среди мифов, порожденных его фантазией?
«— Вот и говори после этого правду! — ворчал Незнайка, возвращаясь домой. — И почему это всегда так бывает: стоит выдумать какую-нибудь чепуху — и тебе все поверят, а попробуй скажи хоть самую чистую правду — так тебе накладут по шее, и дело с концом!
Незнайкины рассказы, однако, породили среди жителей Цветочного города разные споры и кривотолки. Одни говорили, что невесомости не могло быть, потому что не могло быть того, чего никогда не было; другие говорили, что невесомость могла быть, потому что всегда так бывает, что сначала чего-нибудь не бывает, а потом появляется; третьи говорили, что невесомость могла быть, но ее могло и не быть, если же ее на самом-то деле не было, то на самом деле было что-то другое, потому что не могло так быть, чтоб совсем ничего не было: ведь всегда так бывает, что дыма без огня не бывает»
(Николай Носов. «Незнайка на луне», 1965).