Тема лекции — романы Марка Твена в свете философских теорий детерминизма.
Согласно представлениям детерминистов, все происходящее в мире, включая ход человеческой истории, предопределено. Такие взгляды не обязательно должны быть религиозными. Например, Пьер-Симон Лаплас описывал мир как механическую систему с однозначной определенностью всех будущих явлений и процессов. Отголосок этих воззрений слышен во фразе «История не имеет сослагательного наклонения». Марк Твен ставит литературный эксперимент — его герой попадает в рай, в котором каждому воздается не так, как этого человека воспринимали в земной жизни, а по той возможной судьбе, которая была бы для него справедливой. И такой рай не менее парадоксален, чем ад, описанный Сартром.
«…Это и есть небесная справедливость: на земле их не оценили по достоинству, здесь же они занимают заслуженное место. Этот портной Биллингс из штата Тенесси писал такие стихи, какие Гомеру и Шекспиру даже не снились, но никто не хотел их печатать и никто их не читал, кроме невежественных соседей, которые только смеялись над ними. Когда в деревне устраивались танцы или пьянка, бежали за Биллингсом, рядили его в корону из капустных листьев и в насмешку отвешивали ему поклоны. Однажды вечером, когда он лежал больной, изнывая от голода, его вытащили, нацепили на голову корону и понесли верхом на шесте по деревне; за ним бежали все жители, колотя в жестяные тарелки и горланя что было сил. В ту же ночь Биллингс умер. Он совершенно не рассчитывал попасть в рай и уж подавно не ожидал торжественной встречи; наверное, он очень удивился, что ему устроили такой прием» (Марк Твен «Путешествие капитана Стормфилда в рай», 1907).