Тема лекции — логика, язык и познание в книгах Льюиса Кэрролла.
Сказки Льюиса Кэррола про Алису — одни из самых упоминаемых и цитируемых книг на английском языке. Философы, психологи, математики, физики и просто читатели со всего света находят на этих страницах множество скрытых смыслов. Вероятно, это можно объяснить тем, что автор писал, как ему подсказывала его безудержная фантазия, не вкладывая в эти тексты никакого морализаторства или великой идеи, а когда задавал загадки, то не подразумевал никаких определенных разгадок. Поэтому читатель чувствует себя полноправным участником великолепных приключений, причем не только неожиданных перемещений или фантастических изменений размеров, но и гораздо более сложных. Например, приключений логики: перепутанные субъекты и предикаты, вывернутые наизнанку причинно-следственные связи, индукция, притворяющаяся дедукцией. Тотальная деконструкция языка: мало кто так испытывал на прочность его синтаксис, семантику и прагматику. Безумные существа в этих сказках безумны не потому, что потеряли способность пользоваться формальной логикой или грамматически точно строить фразу. Они безумны, потому что не соотносят инструменты своего мышления с другими логическими системами и с миром вообще. Они не занимаются познанием, им достаточно владеть маленьким формальным логическим законом для личного удовольствия. Но именно для познания мира в целом пытается применить эти инструменты сама Алиса. За нонсенсом и парадоксом кроется понимание смысла познания. Из абсурдных посылок часто делаются верные выводы. И благодарному читателю, ведомому автором и его героиней, мир открывается с совершенно неожиданной стороны.
«...Рассмотрим Шляпного Болванщика и Мартовского Зайца из “Алисы”: каждый из них живет в своем направлении, но эти два направления нераздельны. Каждое направление переходит в другое в точке, где оба обнаруживаются друг в друге. Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару. Шляпный Болванщик и Мартовский Заяц сошли с ума вместе в тот день, когда они “убили время”, то есть когда они перешли меру, уничтожили паузы и остановки, связывающие качество с чем-то фиксированным. Шляпный Болванщик и Мартовский Заяц убили настоящее, которое оживает между ними лишь в образе спящей Мыши-Сони — их постоянного компаньона-мученика. Это настоящее, бесконечно дробимое на прошлое и будущее, существует теперь лишь в абстрактном моменте — во время чаепития. В итоге они без конца меняют местоположения, всегда опаздывают или приходят слишком рано — в обоих направлениях сразу, — но никогда вовремя» (Жиль Делез «Логика смысла». 1969).