Лекция посвящена художественным образам Борхеса, которые одновременно являются рассуждениями о философских проблемах.
Хора у древних греков — территория вокруг полиса, предназначенная для выращивания олив или винограда. Платон применил этот термин для обозначения особого пространства между миром идей и чувственно воспринимаемым. Его хора — воплощение абсолютной непредсказуемости, нетождественности, случайности. В постмодернистских концепциях понятие хоры переосмысливается и превращается в метафору самодвижения знаковых систем. Один из ключевых художественных образов, помогающий понять эту идею, — трактовка Борхесом пространства событийности как «сада расходящихся тропок».
«На ее [одной китайской энциклопедии] древних страницах написано, что животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух» (Хорхе Луис Борхес «Аналитический язык Джона Уилкинса»).
«Эта книга вызвана к жизни одним из произведений Борхеса. Точнее — смехом, прозвучавшим под влиянием его чтения, смехом, который колеблет все привычки нашего мышления — нашего по эпохе и географии — и сотрясает все координаты и плоскости, упорядочивающие для нас великое разнообразие существ, вследствие чего утрачивается устойчивость и надежность нашего тысячелетнего опыта Тождественного и Иного» (Мишель Фуко «Слова и вещи»).