Лекция посвящена философским идеям Сартра, нашедшим отражение в его литературных произведениях.
Герои пьесы Сартра попадают в ад, но там нет чертей, кипящей смолы и физических пыток. Жизнь прожита, и изменить в ней уже ничего нельзя. Свобода выбора утрачена. Поступок, за который придется отвечать, невозможен. Если бы еще забыть свои аморальные действия в прошлом, то можно было бы наслаждаться вечным существованием. Но рядом находятся другие люди в таком же положении. И они становятся изощренными и изобретательными палачами своих соседей, не давая им ничего забыть. Эта пьеса построена на одной из ключевых идей экзистенциализма — человек обладает свободой воли и несет ответственность за каждое совершенное им действие, а его сущность в течение его жизни не является завершенной.
«Гарсэн оставляет Эстель и делает несколько шагов по комнате. Подходит к камину.
Гарсэн. Статуэтка… (Гладит ее.) Эта минута пришла! Вот статуэтка, я смотрю на нее и понимаю, что я в аду. Говорю вам, все предусмотрено. Они знали, что я встану перед камином, дотронусь до статуэтки под вашими взглядами. Эти пожирающие взгляды… (Внезапно оборачивается.) А! Вас только двое? Я думал, гораздо больше. (Смеется.) Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал… Помните: сера, решетки, жаровня… Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад — это Другие» (Жан-Поль Сартр «За закрытыми дверями», 1943).