Лекция посвящена концепции курса Homo mutabilis.
Философская антропология представляет человека как особый предмет понимания, изучает его природу и сущность. В рамках данного курса будет предпринята попытка проследить историю культурной трансформации человека, обусловленной его собственными идеями. Название каждой лекции начинается с двух слов в стиле латинской биноминальной номенклатуры, используемой в биологии для именования видов. Но это не значит, что каждый раз речь будет идти о каком-либо особом виде человека с точки зрения биологии или расовой теории. Эти метафоры помогут описать различные процессы приобретения человеком новых знаний и умений, меняющих его социальные, психологические и культурные особенности.
«…Ничто не дает нам права утверждать, что у человека есть вообще сущность или природа в одинаковом смысле с другими вещами. Если уж действительно должно быть что-то вроде сущности человека, явно только Бог в силах ее познать и определить, ибо только Бог наверное может судить о “кто” в таком же смысле как о “что”. Формы человеческого познания приложимы ко всему, что имеет “природные” свойства, а тем самым и к нам самим, насколько люди являются образчиками высокоразвитого рода органической жизни; но эти самые формы познания отказывают, когда мы спрашиваем уже не «что мы такое», а «кто мы такие». В этом отказе истинная причина, почему попытки определить сущность человека большей частью кончаются конструированием чего-то божественного, какого-то философского бога, при ближайшем рассмотрении оказывающегося родом первомодели или платонической идеи человека» (Ханна Арендт «Vita Activa, или О деятельной жизни», 2000).