Тема лекции — концепции труда и игры в антропологии.
Homo faber и Homo ludens — две противопоставленные друг другу философские концепции. Первая описывает человека, использующего свой интеллект для создания искусственных объектов и тем самым контролирующего внешний мир. Вторая представляет человека «играющего», то есть сконцентрированного на свободном времяпрепровождении и развлечениях. Кажется, что первая концепция говорит о чем-то полезном, прагматичном, вторая — о маргинальном. Но в формировании культуры и самого человека обе сущности одинаково важны.
«Когда мы, люди, оказались далеко не столь мыслящими, каковыми век более радостный счел нас в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили Homo faber, человек-делатель. Однако термин этот был еще менее подходящим, чем первый, ибо понятие faber может быть отнесено также и к некоторым животным. Что можно сказать о делании, можно сказать и об игре: многие из животных играют. Все же, мне кажется, Homo ludens, человек играющий, указывает на столь же важную функцию, что и делание, и поэтому, наряду с Homo faber, вполне заслуживает права на существование (Йохан Хёйзинга «Человек играющий», 1938).