Лекция посвящена философской концепции высшего существа.
Рационалистическая интерпретация возникновения религии говорит о стремлении человека объяснить действие всех природных сил волей могущественного высшего разума. Так появляется идея творца мира. Но эта идея дает возможность не только помыслить одухотворенное начало всего сущего, благодаря ей человек имеет уникальную возможность — поставить наиболее важные для себя вопросы, на которые он еще не знает ответа. Кто я? Есть ли какая-то высшая цель в моем существовании и в существовании всего мира? Чем добро отличается от зла? Эта возможность возникает уже благодаря тому, что есть вера в высшее существо, к которому можно обратить свои главные вопросы. Но в определенный исторический момент человека начинает терзать мысль, существует ли бог-творец на самом деле. А если его нет, как мне самому отвечать на свои вопрошания? Философия и есть тот инструмент, который позволяет человеку самому найти ответы и взять ответственность за них на себя.
«— Теперь человек еще не тот человек. Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет все равно, жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот сам бог будет. А тот бог не будет.
— Стало быть, тот бог есть же, по-вашему?
— Его нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое… Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения бога и от уничтожения бога до…
— До гориллы?
— …До перемены земли и человека физически. Будет богом человек и переменится физически. И мир переменится, и дела переменятся, и мысли, и все чувства» (Ф. М. Достоевский «Бесы», 1872).