Лекция посвящена фильму «День сурка» и его связям с философскими идеями.
Трудно ожидать от фильма в жанре гротеска и комедии соответствия высоким художественным задачам. Тем не менее, чем больше проходит времени с момента выхода на экраны фильма «День сурка», тем больше появляется различных его интерпретаций: связь с философскими идеями, литературные аллюзии, метафоры и символика. Сюжет фильма и отдельные эпизоды из него используются в качестве иллюстраций в современных теориях. Повлияла ли на создателей фильма концепция Фридриха Ницше «вечное возвращение»?
«Что, если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал бы тебе: “Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль, и каждый вздох, и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке, и в той же последовательности, — также и этот паук, и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение, и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова – и ты вместе с ними, песчинка из песка!” – Разве ты не бросился бы навзничь, скрежеща зубами и проклиная говорящего так демона?» (Фридрих Ницше «Веселая наука», 1882).