Тема лекции — философия языка и антиутопия Джорджа Оруэлла.
Во время Великой французской революции большое количество слов получает необычные значения. Многие их этих изменений вводились намеренно, чтобы создать новые общественные отношения. В XX веке язык становится объектом осмысленного анализа в различных философских и лингвистических школах. Появляются теории, которые утверждают, что язык определяет мышление или даже первичен по отношению к бытию. Одновременно в тоталитарных государствах идут активные процессы трансформации слов и их коннотаций — попытка повлиять на саму жизнь. Но самый радикальный пример сознательного изменения языка, описанный Оруэллом в романе «1984», так и остался литературным экспериментом.
«Новояз должен был не только обеспечить знаковыми средствами мировоззрение и мыслительную деятельность приверженцев ангсоца, но и сделать невозможными любые иные течения мысли. Предполагалось, что, когда новояз утвердится навеки, а старояз будет забыт, неортодоксальная, то есть чуждая ангсоцу, мысль, постольку-поскольку она выражается в словах, станет буквально немыслимой. Лексика была сконструирована так, чтобы точно, а зачастую и весьма тонко выразить любое дозволенное значение, нужное члену партии, а кроме того, отсечь все остальные значения, равно как и возможности прийти к ним окольными путями. Это достигалось изобретением новых слов, но в основном исключением слов нежелательных и очищением оставшихся от неортодоксальных значений — по возможности от всех побочных значений» (Джордж Оруэлл, «1984», 1949).