Тема лекции — фильм «Бойцовский клуб» как иллюстрации к идеям симуляции в современной культуре.
Герой фильма «Бойцовский клуб» выясняет, что в его теле существуют две совершенно разных личности. Анализ подобных психологических состояний был бы увлекательным занятием, но не менее интересно рассмотреть тему другой реальности, в которую попадает не один человек, а вся культура. Каков мир, в котором мы живем? Он симулирован полностью или обманывает нас только в деталях? Как соотносятся реальность физического мира и симуляция знаковых систем? И даже если мы не сомневаемся в своей идентичности, то не окружает ли нас зыбкое мерцание симулякров?
«Именно поэтому все вооруженные ограбления, угоны самолетов и т. д. являются отныне в каком-то роде симулированными ограблениями, в том смысле, что все они заранее расписаны в расшифровке и ритуальной оркестровке медиа, предопределенные в мизансцене и возможных последствиях. Короче говоря, там, где они функционируют как ансамбль знаков, обреченные только на повторение знаков, и совершенно не на их „реальную“ цель. Но это не делает их безобидными. Наоборот, именно как события гиперреальные, не обладающие в сущности ни содержанием, ни собственными целями, но бесконечно преломленные одни другими» (Жан Бодрийяр. «Симулякры и симуляция», 1981).