Тема лекции — романы братьев Стругацких в свете философских идей второй половины XX века.
1960-е годы были плодотворны на идеи и образы. Один из философских концептов, появившихся в это время — гетеротопия Мишеля Фуко. Место оказывается не только пространственным показателем, но одновременно и временным, выступая в роли особого складирования и хранения истории, памяти, вещей и событий. Это перекликалось с ранее сформулированным Михаилом Бахтиным понятием хронотопа и прямо или косвенно было связано с другими текстами того времени. В 1961-м Станислав Лем публикует свой «Солярис», а в 1969-м в теоретической статье предпринимает попытку рассмотреть культуру как совокупность игр с различными кодами. В 1972-м выходит «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Тема невозможности контакта с инопланетным разумом, вероятно, подсказана Лемом. Но в какой степени на авторов повлияла философская идея особого места, в котором осуществляется другая история, альтернативный образ мира, способ видения локальной культуры?
«Утопии утешают: ибо, не имея реального места, они, тем не менее, расцветают на чудесном и ровном пространстве; они распахивают перед нами города с широкими проспектами, хорошо возделанные сады, страны благополучия, хотя пути к ним существуют только в фантазии. Гетеротопии тревожат, видимо, потому, что незаметно они подрывают язык; потому что они мешают называть это и то; потому что они „разбивают“ нарицательные имена или создают путаницу между ними; потому что они заранее разрушают „синтаксис“, и не только тот, который строит предложения, но и тот, менее явный, который „сцепляет“ слова и вещи» (Мишель Фуко «Слова и вещи», 1966).