Джон Акомфра «Национальный вопрос»

ОПИСАНИЕ

«Полевое исследование» Джона Акомфры было посвящено отражению большевистской теории «национального вопроса» в кинематографе и формированию в Советском Союзе интереса к проблеме национальной идентичности.

После революции 1917 года консолидация нации стала важнейшей целью нового утопического проекта большевиков, одним из основных методов реализации которого был кинематограф. Съемочные группы отправлялись в отдаленные концы страны для документации образа жизни и культур национальных республик. В свою очередь, рабочие и трудовые коллективы из республик приглашались в Москву, чтобы представить в различных павильонах на сельскохозяйственных и промышленных выставках (например, на ВДНХ) достижения своего труда.

Исследование Акомфры было направлено на поиск изображений панкультурализма, мультикультурализма, мультиэтничности и культурного разнообразия в самых ранних образцах документального кино.

Теория «национального вопроса» — прямой предшественник событий, связанных с участием СССР в освободительных движениях 1950–1970-х. В то время многие азиатские и африканские страны, в числе которых Ангола, Гана, Мозамбик, Нигерия, Индия и Пакистан, оказались вовлечены в антиколониальную борьбу при активной поддержке Советского Союза. В СССР приезжали делегации высокопоставленных политиков из Азии и Африки, работали программы студенческого обмена между этими странами и советскими университетами.

В ходе знакомства с российскими государственными киноархивами Джон Акомфра отобрал около 1500 новостных сюжетов и фрагментов документального кино, отражающих участие СССР в политической жизни африканских и азиатских постколониальных обществ и собственной внутренней политикой Советского Союза, связанной с мультикультурализмом и культурным разнообразием. В настоящее время эти материалы изучаются художником для дальнейшей работы.

Статус: 2020–2022


Автор проекта: Джон Акомфра

ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕ

 

Джон Акомфра (род. 1957, Аккра, Гана) — видеохудожник. Окончил Портсмутский университет (1982). Один из основателей художественной группы Black Audio Film Collective (1982–1998). Персональные выставки Акомфры проходили в галерее Тейт Модерн (Лондон, 2013), Новом музее (Нью-Йорк, 2018), Музее современного искусства Сан-Франциско (2018), Национальном музее Тиссен-Борнемисы (Мадрид, 2018), в 2011 году показы его кино- и видеоработ прошли в Музее современного искусства (Нью-Йорк). Участник биеннале в Ливерпуле (2012), Тайбэе (Тайвань, 2012, 2016), Шардже (ОАЭ, 2013) и Венеции (2015, 2019). Живет и работает в Лондоне.

Поделиться