На примере выдающихся современных скульпторов и авторов инсталляций Ирина Кулик продемонстрирует, как можно транслировать важные политические смыслы, используя самые обыденные вещи.
Яннис Кунеллис (1936–2017) — художник греческого происхождения, который получил образование, жил и учился в Италии и тесно связан с эстетикой и идеями движения арте повера. Уже в 1960-е он практически перестал заниматься живописью — основными формами стали инсталляция и скульптура, а в качестве материалов активно использовались найденные вещи, земля, металл, дым, кофейные зерна и еще менее привычные в музейном контексте «материалы» — такие как огонь и животные (птицы, лошади). Кунеллиc также занимался перформативными практиками, а многие работы, созданные им в 2000–2010-е, представляют собой монументальные архитектурные пространства. Регулярный участник «Документы» и Венецианской биеннале, на протяжении всей жизни он выставлялся на крупнейших групповых и персональных выставках в ведущих арт-институциях мира.
Дорис Сальседо (род. 1958) использует в своей практике самые простые вещи — предметы мебели, домашнего хозяйства, одежды, цветы и т. д. Окончив магистратуру по изобразительному искусству Нью-Йоркского университета, Сальседо вернулась работать как художник и преподаватель в родную Колумбию, с политической историей которой связаны основные темы ее творчества: память, скорбь, насилие, неравенство. Любимый жанр художницы — сайт-специфические инсталляции. Одна из самых лаконичных и запоминающихся работ Сальседо — проект «Шибболет» (2007), созданный по заказу галереи Тейт Модерн в Лондоне, для которого художница разделила пространство Турбинного зала галереи 167-метровой трещиной в бетонном полу, символизировавшей расовую и социальную сегрегацию, лежащие в основе современного общества.