Античные натурфилософы считали, что тело мира состоит из четырех стихий: огня, воздуха, земли и воды. Аристотель добавил к ним пятую — тончайший эфир, из которого состоят небесные тела. И хотя эфир в современном русском языке ассоциируется скорее с радио и телевидением, можно пофантазировать о том, какие стихии древние мыслители выделили бы сегодня: биосферу? мир аффектов и эмоций? массовое общество? технологический прогресс? Авторы фильмов конкурсной программы «На пересечении стихий» пытаются прочувствовать подобные силы и размышляют о том, как человечество взаимодействует с ними в поисках стабильного и безопасного места для жизни.
«Тысяча и одна попытка быть океаном»
Пестрый коллаж из коротких «странно приятных» (англ. oddly satisfying) видео, набравших за последнее время большую популярность на YouTube. Подобные ролики, как правило, представляют собой записи плавных или повторяющихся действий — морские волны, растекающуюся по пирогу глазурь или нарезку сухого мыла. Фильм Ван Юйянь предлагает интенсивное погружение в сконцентрированный поток сегодняшних цифровых образов. Каждый фрагмент этого фильма лишен контекста, что отражает повседневный опыт современного человека, не способного постигать мир на хоть сколько-нибудь глубоком уровне.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Режиссер Ван Юйянь
Франция, 2020. 11 мин. 18+
«Автотрофность»
Документация древнего языческого ритуала плодородия, который до сих пор практикуют в итальянской деревне Оливето-Лукано, переплетается с вымышленной историей, основанной на текстах художника Василия Чекрыгина и ученого Владимира Вернадского. Антон Видокле всматривается в экологическое устремление русского космизма, в рамках которого человечество должно трансформироваться и развиваться таким образом, чтобы людям не нужно было убивать и потреблять любые другие живые организмы. Для этого необходимо учиться у зеленых растений производить необходимую для жизни энергию, питаясь прямо от Солнца.
Фильм демонстрируется на итальянском языке с английскими и русскими субтитрами.
Режиссер Антон Видокле
Италия, 2020. 31 мин. 18+
«Перед крахом Монблана»
Неужели мы последние, кто сможет увидеть заснеженные пики Монблана? Этим вопросом задается Жак Перконт в своем завораживающем глитч-арт-фильме о глобальном потеплении. Летняя жара и мягкая зима повлияли на камнепады, число которых за последние двадцать лет существенно возросло. Быстрыми темпами тают ледники и рушатся горы, а наша страсть к завораживающим ландшафтам превращает их в объекты культурного наследия. Это дает Перконту повод посмотреть на природу глазами живописца, который пытается запечатлеть руины. Раскрывая внутреннюю силу и пульсацию цифровых изображений, он сочетает пластичность видеоарта с документальным видовым фильмом о постепенном разрушении одной из самых красивых гор Европы.
Режиссер Жак Перконт
Франция, 2020. 16 мин. 18+
«Мы найдем тебя, когда солнце станет черным»
Вдохновением для создания этого фильма послужила терелла, небольшой намагниченный шар, который ученые использовали в качестве модели Земли начиная с конца XVI века. Три столетия спустя, в год рождения кинематографа, норвежский физик Кристиан Биркеланд использовал тереллу для изучения северного сияния. А в 1930-х годах Бертольт Брехт, находящийся в изгнании, написал стихотворение: «В темные времена / Будут ли люди петь? / Да, люди будут петь / О темных временах». Изображенная на экране темная планета, напоминающая тереллу, окружена пульсирующим светом, вселяя одновременно надежду и отчаяние.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Режиссер Анук Де Клерк
Бельгия, 2021. 5 мин. 18+
earthearthearth
Даити Саито стал одним из участников большой художественной программы по созданию аналогового экспериментального кино в Андских горах Underground Mines, в рамках которой был снят фильм Малены Шлам «Альтиплано», показанный на MIEFF в 2019 году. В течение пяти лет японский художник проводил сложные фотохимические манипуляции с пленкой 35-мм, на которую были сняты горные пейзажи. Результатом этих экспериментов стал фильм, предлагающий зрителям гипнотический аудиовизуальный опыт созерцания геологических структур. Под свободную и завораживающую импровизацию саксофониста Джейсона Шарпа, основанную на его дыхании и сердцебиении, кадры фильма становятся подобны самим камням, которые подвергаются химическим процессам под воздействием окружающей среды.
Фильм будет показан с 35-мм пленки.
Режиссер Даити Саито
Канада, 2021. 30 мин. 18+