6-й Московский международный фестиваль MIEFF откроется показом программы международного конкурса «По ту сторону дверей».
Городская среда — это поле борьбы, пространство случайности, место столкновения разных культур, классов и голосов, благодаря которой может родиться коллективность. Пространство по ту сторону двери часто кажется противоположностью уютной квартире, где каждая стена охраняет обитателя от внешних сил. Стоит выйти за порог, и человека подхватывает вихрь разновременных образов, засасывает в водоворот частных и общественных историй — о насилии и несправедливости, самоорганизации и доверии, — которые образуют множество взглядов на видимое и скрытое. Авторы фильмов конкурсной программы «По ту сторону дверей» рефлексируют о городском ландшафте как многомерном культурном пространстве, где стираются границы между технологическим и социальным, политическим и личным.
«Сверкающая кровь Барби»
Молодая мама с дочерьми обедает под мостом. Камера сканирует окрестности с вечными строительными работами, граффити и мусором. Их вынужденный привал — отправная точка в богатом поэтическими образами путешествии по разным городским пространствам. Фильм подобен мозаике, которую зритель собирает из разных, обманчиво случайных элементов: от танцующей лошадки Барби до руин автомобильного завода в Детройте. Образное размышление о чувственном восприятии современного человека, его самопознании и месте в социальных структурах.
Фильм демонстрируется на немецком языке с английскими и русскими субтитрами.
Режиссер Улу Браун
Германия, 2021. 27 мин. 18+
«Опять в городе разведены мосты»
Экспериментальный found footage фильм, составленный из фрагментов «Броненосца “Потемкин”» (1925) и «Октября» (1927) Сергея Эйзенштейна и двух импровизаций по мотивам его незаконченного мексиканского проекта: «Да здравствует Мексика!» (1979) Григория Александрова и «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия» (1998) Олега Ковалова. Маша Годованная пересматривает революционный потенциал монтажа и посвящает свой фильм забытым деколониальным проектами, таким как Гаитянская революция 1791–1804 годов. Вне зависимости от исторических процессов в коллективных руках человечества найдутся надежда и желание перемен, средства борьбы против структурного и институционального угнетения, стремление победить и освободиться.
Фильм демонстрируется на русском языке с английскими субтитрами.
Режиссер Маша Годованная
Россия, Мексика, Австрия, 2020. 10 мин. 18+
«Маат значит земля»
Взгляд на родную землю глазами художника Фокса Макси, представителя калифорнийских коренных племен кумеяай и луисеньо. Этот захватывающий фильм-коллаж изображает повседневную американскую жизнь, но постоянно меняет траекторию, превращаясь в радикальный жест рекламации местного ландшафта. Макси противопоставляет разрушительным силам колониализма и использования природных недр стратегии познания земли и заботы о ней. Перемешивая первобытное и современное, коллективную память и постантропоцентризм, цифровые структуры компьютерных игр и домашнее видео, он нащупывает образ идентичности коренных жителей Лос-Анджелеса и Калифорнии.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Режиссер Фокс Макси
США, 2020. 30 мин. 18+
In Ictu Oculi
Фильм о следах времени в городском ландшафте составлен из фотографий, снятых между 1910 и 1976 годами в одной и той же части баскского города Витория-Гастейс. Импульсом для создания этой работы послужили переживания Хорхе Монео Кинтаны, вызванные необратимыми изменениями его родных мест, а вместе с ним изумление, вызванное той красотой, которую они когда-то скрывали в себе. Облик сегодняшних городов определяет прагматика и мелочность экономических расчетов, а былое великолепие улиц и площадей сгинуло в мгновение ока (лат. in ictu oculi), оставив следы лишь на нескольких архивных снимках.
Фильм демонстрируется на испанском языке с английскими и русскими субтитрами.
Режиссер Хорхе Монео Кинтана
Испания, 2020. 15 мин. 18+
«Все ваши звезды — всего лишь пыль на моих ботинках»
Управление уличным освещением — важнейший инструмент полицейского контроля. Место действия этого видео — крупные мировые столицы, но центральной точкой для художника Айка Айвазяна остается его родной Бейрут. Выстраивая ассоциативную генеалогию источников света, которая развивается от масляных ламп к газовым фонарям и далее к светодиодам, он создает зрелищный коллаж из найденных кадров и снятых на смартфон видео. Он размышляет о том, как человеческое зрение было механизировано и превращено в инструменты, фиксирующие движения людей в повседневной жизни и цифровом пространстве.
Фильм демонстрируется на арабском и английском языках с английскими и русскими субтитрами.
Режиссер Айк Айвазян
Ливан, 2021. 18 мин. 18+