Лекция посвящена принципам зрительного восприятия, сложившимся в истории культуры.
Прямая перспектива, изобретенная в эпоху Возрождения, и субъект-объектные отношения, характерные для классической философии, предлагали однозначный взгляд на мир, и это определило восприятие человека в европейской культуре. Нам свойственна «точка зрения», потому что мы ощущаем себя наблюдателями, стоящими на определенной позиции. Зрение для нас — точный инструмент познания реальности, но при этом «увидеть» или представить мир целиком можно только умозрительно. Древний человек понимал зрение иначе — например, взгляду приписывалось магическое воздействие. На протяжении истории человечества способность видеть и воспринимать менялась, и часто это происходило благодаря искусству. Интереснейший спор о зрительном восприятии и его художественном воплощении произошел между двумя художниками — Александром Родченко и Владимиром Фаворским.
«Мы взбираемся на какую-либо гору, идем по извилистым тропинкам, подымаемся по скатам, хватаясь за деревья, проходим по седловинам и, наконец, добираемся до вершины, с которой видим долину и чувствуем ту громадную высоту, на которую мы поднялись. Опять-таки здесь мы пользовались зрением все время, так сказать, измеряя пространство, но видели мы, собственно, только отдельные куски обрывов, вершин, дорог и тому подобное, а представление обо всей горе, об ее форме мы получаем только из тех движений, которые связывали отдельные зрительные моменты» (Владимир Фаворский «Лекции по теории композиции», 1921–1922).