Тема лекции — появление понятийно-логического мышления в поле мифов.
Поэмы Гомера оказали огромное влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Для всех древних греков «Илиада» и «Одиссея» являлись не только излюбленным чтением, но и обязательной образовательной программой — по ним велось обучение в школах. Поэтому неудивительно, что древнегреческие философы находят именно в этих поэмах примеры для иллюстрации своих идей. Платон критикует Гомера за повествование о недостойном поведении богов, но именно у него обнаруживает героев, помогающих ему сконструировать свой мир и свое мышление. Аристотель вводит понятие метафоры, а в качестве различных примеров указывает некоторые элементы языка Гомера. Но это все частные случаи влияния легендарного поэта, гораздо важнее, что яркий образный язык его произведений содержал в себе зерна понятийно-логического мышления, что послужило основой того, что именно в Древней Греции в поле мифов родилась философия.
«Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции. Многое из того, что создает цивилизацию, уже существовало в течение тысячелетий в Египте и Месопотамии и распространилось оттуда в соседние страны. Но некоторых элементов недоставало, пока они не были восполнены греками. Чего они достигли в искусстве и литературе, известно каждому, но то, что они сделали в чисто интеллектуальной области, является даже еще более исключительным. Они изобрели математику, науку и философию; на место простых летописей они впервые поставили историю; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо традиционного ортодоксального учения» (Бертран Рассел «История западной философии», 1945).