Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) «Конгресс Красного Платья»

Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) «Конгресс Красного Платья»Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) «Конгресс Красного Платья»

Художественное исследование строится на сравнительном анализе двух типов современной колонизаторской политики: нидерландской (Индонезия) и российско-советской (Киргизия) на примере жизни и труда швейных работниц потогонных производств постиндустриального общества. Предварительная гипотеза исследования базируется на схожести структур глобальной эксплуатации труда работниц первого звена производственной цепочки, обслуживающей систему потребления. Задача исследования — раскрыть и показать феномен, обнажив механизм продолжающегося колониального угнетения, фокусируясь на работницах-женщинах, так как женщины подвергаются двойному угнетению (на рабочем месте и в семейном кругу). 

С первых же интервью, проведенных в сентябре 2021 года в Киргизии, мне стало очевидно, насколько переплетаются домашнее насилие и угнетение на работе. После первых же вопросов про работу женщины сразу переходили к рассказам о многолетнем насилии их мужей при полном равнодушии родителей и сообщества в целом, поддерживающего традиционные обычаи и гендерные роли (например, кражу невест — насильственное замужество). Многие работницы регионов признаются в том, что сбегают от мрачной реальности их семей на работу в городские пошивочные цеха, но встречают там реальность не менее удручающую.

Начав работу в архивах и приступив к чтению исследований о колониальной политике СССР, я поняла, что для лидеров Октябрьской революции страны, окружающие Россию, представлялись своего рода обрезками ткани, которые необходимо было любой ценой сшить в общий костюм-униформу. Сердце исследования — работа над созданием, с одной стороны, художественного образа, а с другой — нарратива, посвященных невидимому труду. Меня вдохновляет образ утопических швей-тружениц, перешивающих карту мира заново в ходе всепланетного Конгресса Красного Платья, организованного лидерами Индонезийской революции в 1921 году параллельного мира. Этот образ станет отмычкой к пониманию новой хрупкости, способной противостоять закостенелому порядку вещей.

Поделиться