О том, как современные художники работают с архитектурой и выставочным пространством, Ирина Кулик расскажет на примере Джузеппе Пеноне и Сары Зе.
В прошлом один из лидеров движения арте повера, Джузеппе Пеноне (род. 1947) — практикующий художник, живет и работает в Турине и Париже. На всех этапах карьеры Пеноне, насчитывающей полвека, центральной темой его творчества оставались взаимоотношения человека и природы. Наряду с типичными для арте повера элементами, такими как дерево или земля, Пеноне также использовал собственное тело — для различных вербальных, визуальных и перформативных жестов. Впрочем, не чужды ему мрамор и бронза — художник использует их при создании скульптур и инсталляций. Вместе с Франческо Веццоли Пеноне был приглашен представлять Италию на 52-й Венецианской биеннале в 2007 году. Работы художника находятся в коллекциях Тейт Модерн, Лондон; Центра Жоржа Помпиду, Париж; Национального музея современного искусства, Рим; Музея Стеделейк, Амстердам; Музея современного искусства, Нью-Йорк, и во многих других.
Сара Зе (род. 1969) — американская художница. Живет в Нью-Йорке, где также преподает изобразительное искусство в Колумбийском университете. На протяжении 20 лет создает крупномасштабные инсталляции, используя самые разнообразные повседневные предметы. Взаимодействуя с архитектурой музея или любого другого общественного пространства, произведения Сары Зе побуждают по-новому взглянуть как на сами объекты, так и на пространства, в которых они представлены, и таким образом предлагают зрителю новый, часто неожиданный визуально-телесный опыт. Работы Зе находятся в таких институциях, как Музей современного искусства, Музей Соломона Р. Гуггенхайма и Новый музей в Нью-Йорке, Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе и т. п. На счету художницы десятки персональных выставок и ряд важных паблик-арт-проектов. А в 2013 году Сара Зе представляла Соединенные Штаты на 53-й Венецианской биеннале. Она реализовала проект «Тройная точка» — комплексную инсталляцию, некоторые элементы которой экспонировались в пространстве самого города.