Сусанна Гюламирян «Пандемия: о мир-устройстве и мир-искусстве»
Те, кто жил беззаботной жизнью в советские годы (точнее, во времена «брежневской стагнации», когда судьбы диссидентов, оказавшихся в психиатрических лечебницах и пыточных подвалах КГБ, мало волновали инертное советское общество), благостно вспоминают, что рефреном жизни были слова «Как прекрасен этот мир» из популярной песни. С упоением вспоминают, что работать особенно не надо было, требовалось разве что верить в уверенные шаги вперед — к социалистической индустриализации, а там, глядишь, и коммунистический рай настигнет. Это мир-устройство, как знаем, рухнуло на радость многим, хотя и сильно ностальгирующих по нему, оказывается, не убавилось.
Алексей Щигалев. Из серии «Техническая документация». 2020
Техническая документация радиоприемника «Волна-К», шариковая ручка
Предоставлено художником
В паре с постсоветской индустриализацией уверенно начинает шагать посткоммунистическая цифровая эра, обрадовавшая всех доступным интернетом, социальными сетями, а для арт-сообществ (в первую очередь не западных стран, долгое время лишенных по понятным причинам свободы перемещаться) — еще и возможностью общаться и работать на больших скоростях со всем миром.
Сегодня технологии вызывают не только беспокойство, что человечество зависает в интернете чаще не по делу, а реальная жизнь проходит стороной, но и воспринимаются в более угрожающем ключе. Как же легко почти все жизненно важные отрасли перешли на режим удаленной работы, и когда пандемия закончится, число «дальнобойщиков», возможно, не уменьшится, а, наоборот, возрастет. Как же легко интернет заменил офисных работников, учителей, бухгалтеров, а выставки и слово об искусстве перешли полностью в онлайн-режим. Ну а закрытые границы могут не распахнуться так широко, как прежде. В интернациональной артистической среде растет озабоченность по поводу работы в онлайн-режиме. Ныне удаленная работа в поле искусства имеет вынужденный характер, но грозит превратиться в норму. Это может быть финансово выгодно некоторым, а может — и большинству организаций-доноров, как государственным, так и частным: художественная активность через интернет требует меньших затрат. В последние годы уже наблюдается резкое уменьшение финансирования на глобальном уровне в сфере такого искусства, ряды которого состоят из независимых, или фриланс-, кураторов, критиков, художников, чья продукция не соотносится с арт-рынком, а их деятельность носит характер прекарного труда. Возможно, все пойдет по другому, более утешительному, сценарию, но есть опасения, проговариваемые вслух уже сегодня.
Разговоры об искусственном интеллекте, о почти полной замене человека машинерией не новы, но постгуманизм и все более громкие заявления о «лишних людях» в грядущем тотально оцифрованном мир-устройстве никогда прежде не были столь близки к реальности.
Алексей Щигалев. Из серии «Техническая документация». 2020
Техническая документация радиоприемника «Волна-К», шариковая ручка
Предоставлено художником
Однако многие воспринимают пандемию как войну, где надо бороться на линии фронта в ожидании подмоги в виде какой-то вакцины, появление которой может сильно затянуться. С другой стороны, в воздухе витает множество утешительных и утопически «светлых» идей (особенно в той среде, где верят в очищающую силу «бархатных революций») о том, что раз империалистический порядок западного мира когда-то рухнул, то вполне возможно, что и постпандемический экономический коллапс разрушит капиталистический порядок, и будет всем глобальная демократизация.
Не первая лекция, которую слушаю онлайн в эти дни, говорит о том, что «западные демократии боятся технототалитаризма». Наша же «сторона света», вкусившая советского тоталитаризма, кажется, не против игры в новую — коммунистическо-эзотерическую утопию, как когда-то в СССР, где «сопротивление власти» было возможно и в эзотерических знаниях, и в штайнеровском познании иных миров. Вот и такую политически неопасную «трансцендентальную медитацию» наблюдаю сегодня в не очень мне далеком окружении. Возможно, все эти «полеты мысли» помогают выживать (в эти пандемические дни), но одновременно, тайно или явно, это новое «множество» мечтает переквалифицироваться в программистов.
Ереван, май 2020
Об авторе
Сусанна Гюламирян — куратор, арт-критик и директор неправительственной общественной институции «Лаборатория искусства и культурных исследований». Куратор Павильона Республики Армения на 58-й Венецианской биеннале (2019). Живет и работает в Ереване.
О художнике
Алексей Щигалев — художник. Получил инженерное образование. Увлекался граффити, совместно с другими уличными художниками основал в Перми независимое художественное пространство — Лабораторию современного искусства «Дом грузчика» (2014–2018). Живет и работает в Москве.
Об иллюстрациях
Серия «Техническая документация» выполнена на двухосевом станке с числовым программным управлением (ЧПУ) обычной шариковой ручкой. Основой серии послужили чертежи радиоустройств, найденные в узле радиосвязи заброшенного аэропорта Бахаревка (Пермь). Использованный архив фотографий — также найденный.
На фотографиях — люди, технический персонал, обслуживающий различные устройства в пермском аэропорту Савино в 1990-х. Развитие технологий исключает не только человека из производственного процесса: сами технологии, устаревая, также постепенно из него исключаются. И люди, и некогда обслуживаемые ими устройства остались ныне за бортом — они выведены из трудовых отношений.
При преобразовании изображений, которое включает в себя сканирование фотопленки и перевод изображений в формат, «понятный» станку, происходит потеря качества. Образы размываются, теряется возможность идентификации конкретных людей и устройств.
Алексей Щигалев