Группа «Хочешь» «Через край»
В этом году выпал такой случай, наконец-то стало возможным зажить своей жизнью, улизнуть из большого города, который держит нас работой и учебой, и заняться любимыми делами. Когда все только начиналось, было чувство, будто отпустило, будто пространство освободилось, и время тоже. Идешь мимо Филармонии и читаешь: «Сегодня концерта не будет». Так хорошо сразу становится. Вся эта перманентная городская гонка дала трещину, и ты тоже потрескиваешь, сбрасываешь хвост. Исчезла репетитивность, сетка, разрушились маятниковые маршруты (работа–дом). Ушла инерционность. Реальность сама подарила эту возможность, и что же? Все в паранойе засели по квартирам в мрачном предвкушении апокалипсиса. Пугающе быстро изоляция стала ощущаться как норма.
Группа «Хочешь». 1. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
Группа «Хочешь». 3. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
Коронавирус — это, скорее всего, террорист. Он внешне похож на корабельную мину, а террорист, совмещенный с бомбой — это террорист-смертник. После атак 11 сентября нашим правительствам удалось развязать несколько крупных войн, устроить тотальную слежку за своими и чужими гражданами. Запретить выходить на улицу, превратить народную политику в самоизоляцию позволила пандемия.
Государства в полной неадекватности лупят по коронавирусу дубиной. И чем больше неопределенности, а ее хоть отбавляй, тем больше структура хочет показать свою рациональность. Но в этой ситуации, когда нужна гибкость, когда необходимо заново придумать социальные практики, кондовая рациональность дубины явно не к месту. Ограничения вводились интуитивно, не было (не могло быть) никаких исследований, которые могли бы подтвердить их эффективность. Общим местом стала критика шведской стратегии выработки коллективного иммунитета, основанной, впрочем, на таких же шатких предположениях — похожих ситуаций давно не было. В то же время парадоксальным образом в некоторых тоталитарных государствах гражданские права оказались менее ограниченными, чем в западных демократиях.
Группа «Хочешь». 4. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
Группа «Хочешь». 5. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
В фоновом режиме мой мозг все время планирует то, как я проведу второй и последующий карантины, и я не знаю, как это выключить. Получится ли у вас лучше в следующий раз? Слежение за статистикой, откуда-то возникает желание, чтобы цифры дорастали до круглых, и тут же чувство вины за это. У каждого реализовалась собственная психическая программа. Параноики нашли пищу для паранойи, невротики — для невроза, психотики слегли в больницы, полезли конспирологические теории.
Непонятно, прилично ли позвать друга гулять. Прилично ли приехать в гости на метро. Что делать, если человек протягивает руку при встрече? Что делать, если ты можешь быть бессимптомным носителем? Ситуация ставит в логический тупик, совершенно непонятно, как рассуждать о пандемии. Невозможно поддержать ни призывы сидеть дома, ни редкие призывы не подчиняться. Хочется отложить решение, и карантинный режим позволяет это сделать. Мы выбрали эскапизм и преуспели как никогда. А вдруг в самый последний раз?
Группа «Хочешь». 10. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
Группа «Хочешь». 12. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
Как персонаж из компьютерной игры, начинаешь залипать в виртуальных текстурах, и в них оказывается довольно интересно, хотя встречаются и баги. Каким будет новый хвост? Даже те же zoom-ки сталкивают тебя с собой, своего рода обреченностью действия и потребностью переизобретения реальности. Рефлексия становится более детализированной, растет новая виртуальная рука социализации. Открываются новые кайфы интернет-любопытства. Кто-то киборгизируется, а кто-то, наоборот, умчится в поля-леса.
Группа «Хочешь». 11. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
Группа «Хочешь». 13. 2020
GIF-анимация
Предоставлено художниками
А возможно, кто-то взял и умчался туда, куда мы давно мечтали? Позвал друзей, они вместе сняли дом в горах у моря, снимали фильмы, купались, пели. Возможно, это стало для них самым счастливым временем, когда мир остановился и вернулся к самому тебе. Внешние обязательства ослабли, а что же осталось? Как-то все прочувствовали, чем именно они живут. Искусно ли им удается это?
Об авторе
Группа «Хочешь» основана в 2020 году. Участники: Варвара Геворгизова (художница; не знает, где живет), Александрас Крифариди (танц-художник; живет и работает в Санкт-Петербурге и Туапсе), Элина Лебедзе (композиторка, импровизаторка; живет и работает в Санкт-Петербурге), Игнат Хлобыстин (музыкант и перформер; живет и работает в Санкт-Петербурге), Ваня Шатравин-Достов (художник и куратор культурного центра «Ассамблея» и студии 4413; живет и работает в Санкт-Петербурге)