Трагикомедия о девушке без свойств, возвестившая о начале нового немецкого кино.
Перед показом краткую вступительную лекцию о новом немецком кино как направлении прочитает кинокритик, исследователь кино Михаил Ратгауз. Фильм будет показан с тифлокомментарием.
22-летняя Анита Г. бежит из Восточной Германии в Западную и тут же попадается на мелком воровстве. Дальнейшие попытки устроиться в обществе оборачиваются провалом: карьерный диапазон, доступный девушке без образования, крайне ограничен. Скитаясь с чемоданом по ФРГ, Анита работает горничной и продавщицей пластинок, пока не становится содержанкой при министерском советнике, пытаясь научиться жить заново в негостеприимной, но такой манящей стране. Премьера полнометражного дебюта Александра Клуге — одной из первых картин нового немецкого кино, — состоялась на Венецианском кинофестивале 1966 года, где фильм был удостоен «Серебряного льва».
Очаровательный и беспощадный фильм классика современного немецкого кино и литературы Александра Клуге снят по мотивам его собственного рассказа «Анита Г.». Синтезировав наработки новых европейских волн — британской, французской и чехословацкой, — Клуге создал фильм, порвавший с прежней кинематографической традицией в пользу подвижной камеры, импрессионистского черно-белого таймлэпса и гибкой монтажной структуры. Оператором картины и соавтором визуального решения выступил Эдгар Райц — в будущем выдающийся режиссер и создатель эпохального телевизионного проекта «Родина» (1984–2013).
Как и многие последующие картины нового немецкого кино, «Прощание с прошлым» выдержано в брехтианском ключе: титры с ироническим текстом типа «От прошлого нас отделяет не ров, а смена обстановки» комментируют и остраняют повествование. Критическая оптика Клуге нацелена в первую очередь на мужчин, всячески опекающих и наставляющих Аниту: ее практичный ум («Никто не может научиться не учиться», — заключает в какой-то момент она) противопоставлен университетским преподавателям, спрашивающим, знает ли она французский и знакома ли с сочинениями Вебера. Мужчины передают красивую Аниту из рук в руки, как куклу, пока ей не остается ничего, кроме как уйти в добровольное изгнание. По совпадению исполнительница главной роли — сестра режиссера, Александра Клуге (1937–2017), получившая за «Прощание с прошлым» несколько престижных наград — также ушла из актерской профессии, предпочтя ей карьеру врача.
Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами, а также тифлокомментарием для незрячих и слабовидящих.
Тифлокомментарии подготовлены отделом инклюзивных программ Музея «Гараж» и командой Garage Screen.
Режиссер Александр Клуге
ФРГ, 1966. 88 мин.