Женская телесная автономия в теории и на практике в культовом и поныне актуальном дебюте Хельмы Зандерс-Брамс.
В лектории Музея состоится российская премьера отреставрированной версии фильма. После показа пройдет обсуждение женской телесной автономии с кинокритиком Анной Меликовой.
В прошлом — участники майских протестов 1968 года, а ныне — актеры в авангардном театре, любовники Гриша и Хайнрих ищут себя в стремительно меняющемся Западном Берлине 1970-х. Хайнрих, подрастерявший былую радикальность, предлагает Грише осесть и завести ребенка, в то время как она, с энтузиазмом примкнувшая к набирающему обороты движению за права женщин, опрашивает сотрудниц завода Siemens, как тем удается совмещать семью с работой. Их отношения столкнутся с серьезным испытанием, а споры о женской автономии перейдут из области теории в разряд практики, когда Гриша узнает, что беременна.
Разделяющий много общего с другим знаковым феминистским дебютом нового немецкого кино, «Всесторонне ограниченной личностью» Хельке Зандер, «Пляж под тротуаром» Хельмы Зандерс-Брамс также рассказывает о попытках творческой женщины совладать с несправедливой реальностью. Кроме того, ленты роднит наличие остраняющего закадрового текста и документальных фрагментов — в данном случае интервью с заводскими сотрудницами. В них женщины говорят об абортах, опыте воспитания детей, репродуктивном труде и пережитом сексуальном насилии. А в совершенно неизгладимой из памяти сцене консультации врач-гинеколог рассказывает Грише, что для прерывания беременности на территории ФРГ женщина должна быть признана психически невменяемой — а следовательно, угрожающей здоровью будущего ребенка. Благодаря всем этим разговорам главная героиня обретает новую осознанность, но все более глубокое погружение в проект препятствует ее отношениям с по-детски капризным Хайнрихом.
Стилистика «Пляжа под тротуаром» отчетливо навеяна французским кинематографом того времени — от ленты Жака Риветта о жизни актеров «Безумная любовь» (1969), чье влияние ощущается во вкраплении репетиций пьесы о доисторической борьбе мужчин с матриархатом, до Шанталь Акерман, чей дебют «Я ты он она» о домашних пространствах и женской самоидентификации вышел годом ранее. Как и Акерман, Зандерс-Брамс показывает отношения — от первого секса и опьянения новизной до политических разногласий и постепенной дезинтеграции — необычайно откровенно. Крайне личный докуфикшн, созданный в тесном сотрудничестве с исполнителями главных ролей Гришей Хубер и Хайнрихом Гискесом, оказал на актрису Кристель Магдалену Хубер такое влияние, что она даже взяла имя своей героини в качестве творческого псевдонима.
Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами.
Режиссерка Хельма Зандерс-Брамс
ФРГ, 1975. 106 мин.