Иранский режиссер приезжает в маленький город, недавно переживший землетрясение, чтобы снять там свой новой фильм. На роль молодоженов, поженившихся сразу после трагедии, невзирая на потерю близких, он выбирает двух непрофессионалов из местных жителей, которые — в отличие от своих персонажей — находятся в крайне непростых отношениях. Один из самых нелинейных фильмов Киаростами, который сквозь призму «кино о кино» исследует жизнь и искусство после катастрофы — и в каком-то смысле после смерти.
Третья часть Кокерской трилогии, «Сквозь оливы» в игровой манере и в тех же локациях воспроизводит процесс создания второй части — фильма «Жизнь и ничего больше». Герой той картины путешествовал по разрушенной землетрясением местности в поисках мальчика, сыгравшего главную роль в первой части трилогии — фильме «Где дом друга?». По пути ему попадались разные люди — в том числе пара молодоженов, сыгравших свадьбу сразу после землетрясения, в котором они потеряли близких. Именно эта сцена — но уже в виде дублей и «фильма в фильме» — повторяется в «Сквозь оливы»: ее пытается снять кинорежиссер — ироничное альтер эго Киаростами — с участием двух непрофессионалов из местных жителей, переживших ту же самую катастрофу. Но в отличие от своих персонажей, они находятся в довольно конфликтных и вдобавок классовых отношениях — он влюблен в нее, она не отвечает взаимностью, — из-за чего сцена и съемки никак не ладятся.
Возможны ли поэзия и кино после катастрофы? Где заканчивается фильм и начинается жизнь? И наоборот — где заканчивается жизнь и начинается кинематограф? «Сквозь оливы» — струящееся, подвижное, в чем-то даже безграничное «кино о кино», в котором Киаростами исследует запутанные связи между искусством и жизнью, отдавая дань не столько человеческому таланту схватывать и отражать мир, сколько поэтической способности реальности и другого человека скрывать себя, ускользая от нашего взгляда, контроля и понимания.
Фильм демонстрируется на персидском языке с русскими субтитрами.
«Сквозь оливы»
Режиссер Аббас Киаростами
Иран, Франция, 1994. 103 мин. 16+