Братство вопреки разногласиям в третьей части монументальной трилогии Кшиштофа Кесьлёвского.
Возвращаясь домой на машине, студентка Женевского университета и фотомодель Валентина случайно сбивает собаку пожилого судьи в отставке Джозефа Керна. Судью мало интересует дальнейшая судьба собаки и куда больше занимает подслушивание соседских телефонных разговоров. Возмущенная безучастностью Керна, Валентина решает сама вы́ходить собаку, а заодно разнообразить будни циничного старика разговорами. Несмотря на разницу в возрасте и убеждениях, они неожиданно находят друг с другом общий язык. Третья часть монументальной трилогии «Три цвета», посвященная теме братства, принесла режиссеру Кшиштофу Кесьлёвскому две номинации на «Оскар» (за лучший сценарий и лучшую режиссуру), а композитору Збигневу Прайснеру — премию «Сезар».
Один из наиболее знаковых арт-фильмов 1990-х открывается незабываемой сценой пересечения Ла-Манша: камера ныряет в Англии и выныривает на материке, следуя за сигналом по телефонным проводам. Так Кесьлёвский заявляет тему связи — буквальной и духовной, — которая пронизывает все «Три цвета», но ярче всего дает о себе знать именно в «Красном» — теплом, интуитивном и чувственном. Другая важная тема, которую подхватывает фильм, — это совпадения: как и «Синий», «Красный» начинается с автомобильной аварии, а молодой адвокат Огюст — любовный интерес Валентины — работает в суде — то есть там, где состоялся бракоразводный процесс Доминики и Кароля, главных героев «Белого». То и дело отсылая к событиям и героям первых двух частей трилогии — как прямо, так и косвенно, — Кесьлёвский доводит ощущение взаимосвязанности до предела.
Если действие предыдущих частей происходило в Западной и Восточной Европе — Франции и Польше, — то действие «Красного» разворачивается в нейтральной Швейцарии, колыбели международного права. Соавтором сценария выступил Кшиштоф Песевич — юрист и политик, консультировавший Кесьлёвского на проекте «Декалог», посвященном моральным и этическим дилеммам. Тандем из судьи, заигравшегося в бога, и одинокой студентки, помогающей ему настроить моральный компас, исполнили Жан-Луи Трентиньян («Конформист») и Ирен Жакоб («Двойная жизнь Вероники»). Фильм стал последней работой Кесьлёвского — после его завершения режиссер объявил об уходе из кино, а двумя года позже скончался от сердечного приступа, оставив будущим поколениям зрителей бессмертный образ — меланхоличный профиль Валентины на красном фоне с пузырем жевательной резинки.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
«Три цвета: Красный»
Режиссер Кшиштоф Кесьлёвский
Швейцария, Франция, Польша, 1994. 99 мин. 18+