Холодная и элегантная классика французского полицейского кино. В роли парижского киллера, живущего по самурайскому кодексу, — Ален Делон.
Сумрак огромной полупустой комнаты. За окнами виднеется черно-белый силуэт города, свет падает на потолок и дрожит от проезжающих мимо машин. Шум дождя. Канарейка чирикает в клетке. Над кроватью, где лежит темная фигура мужчины, поднимается сигаретный дым. «Не существует более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что одиночество тигра в джунглях», — гласит эпиграф к фильму. Подпись — «Кодекс самурая» Бусидо. Так начинается самая известная картина в фильмографии Жан-Пьера Мельвиля.
Мельвиль выдумал эту цитату, приписав ее Бусидо, так же, как выдумал и весь мир «Самурая», где французские реалии 1960-х проступают лишь в уличных сценах с городскими плакатами и пятнами афиш. В остальном это перепрочтение американского нуара — с ненастной погодой, глубокими тенями, немногословными мужчинами-гангстерами и убийственно красивыми женщинами.
Эффекта монохромности черно-белых фильмов 1940-х Мельвиль, вместе с оператором Анри Декаэ, добивается в цветном «Самурае» с особенной тщательностью. Палитра серых, серо-голубых, бежевых, черных и белых тонов, длинные планы и акценты на действии (первая реплика в фильме звучит на 10 минуте!) призывают сосредоточиться на повторяющихся деталях: хрустящей от новизны фетровой шляпе, застегнутом на все пуговицы макинтоше, белых перчатках, которые Жеф Кастелло в исполнении Делона надевает перед выстрелом. Мельвиль создает миф о наемном убийце — одиноком и одержимом профессией человеке.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
«Самурай»
Режиссер Жан-Пьер Мельвиль
Франция, 1967. 105 мин. 16+