Дебютная картина французского кинокритика Франсуа Трюффо с Жаном-Пьером Лео о детстве и бунте против несправедливости мира взрослых.
Париж, конец 1950-х. Юного Антуана Дуанеля считают трудным подростком. С другом он прогуливает школу, учителя называют его причиной всех бед и наказывают за любую шалость. Однажды его ловят за воровством пишущей машинки и отправляют в исправительное учреждение. На самом деле он одинок, и из всех окружающих Антуана взрослых лишь отчим изредка поддерживает его. Сталкиваясь с холодом и безразличием семьи и системы, Антуан решается на побег.
История Антуана была написана Трюффо на основе его собственной биографии и детских воспоминаний. Психологическая достоверность картины достигается за счет того, что режиссер оставлял детям-актерам пространство для импровизации и реплик вне сценария. Метания подростка, скованность его существования в школе и дома и, наоборот, свободу на улице и в толпе оператор Анри Дэкаэ схватывает в традиции документального кино. В прошлом военный фотограф, он стал постоянным оператором Жана-Пьера Мельвиля и во многом определил визуальный язык французской новой волны. Снятые не в студии, а в живом пространстве городских улиц, площадей и квартир сцены предлагают зрителю множество позиций — то соучастника, безотрывно наблюдающего за сценой, то будто случайного свидетеля, свысока любующегося городом.
Несмотря на идейные разногласия Трюффо-кинокритика и руководства Каннского кинофестиваля, в 1959 году фильмы был представлен именно там и удостоился Золотой пальмовой ветви за лучшую режиссуру. Эта революционная в плане драматургии и изобразительных средств картина стала одним из первых произведений французской новой волны и входит в список лучших фильмов всех времен по версии журнала Sight & Sound.
Фильм демонстрируется на французском и английском языках с русскими субтитрами.
«Четыреста ударов»
Режиссер Франсуа Трюффо
Франция, 1959, 98 мин.
16+