Шедевр Акиры Куросавы о субъективности истины, открывший японский кинематограф западной аудитории.
«Расёмон» (1950) стал первым неевропейским фильмом, получившим «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а затем и «Оскар» как лучший иностранный фильм. С него начинается не только международная слава Акиры Куросавы, но и в принципе массовый интерес к японской культуре и азиатскому кинематографу.
Япония, XI век, в лесной чаще находят убитого самурая, его жена изнасилована, а разбойник, виновный в этой трагедии, пойман и не отрицает своей вины. Но у каждого участника событий своя версия произошедшего.
Этот фильм, в котором Куросава соединил два рассказа японского писателя Рюноскэ Акутагавы — «В чаще» и «Ворота Расёмон», поначалу прохладно принятый на родине, в итоге оказался каноническим и даже дал название эффекту, связанному с недостоверностью свидетельств очевидцев и противоречивостью субъективных интерпретаций. «Сколько людей рассказывали эту историю? И кто из них не соврал?» — спрашивает один из героев «Расёмона». В фильме Акиры Куросавы лгут все, даже те, кто уже умер, выставляя себя в более выгодном свете. Каждая интерпретация предлагает не только новый нарратив, но и новую субъективность восприятия, гениально подчеркнутую разницей пластики, визуальными акцентами, деталями актерской игры (в фильме снялись главные звезды японского кино, включая Тосиро Мифунэ и Матико Кё, его самые известные лица), — в визуальной эстетике фильма проявилась любовь режиссера к немому кино. Легенда гласит, что во время съемок к Куросаве подошла группа, открыла перед ним сценарий и спросила, что вообще все это значит. Его ответ вошел в историю: он сказал, что фильм — отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл. При этом важно понимать, что «Расёмон» является отражением и вполне определенной ситуации послевоенной Японии с ее моральным релятивизмом. Общим местом стало подчеркивать европеизм Куросавы, и действительно — в его фильмографии экранизации и Достоевского, и Толстого, и Шекспира, и Горького. Но, возможно, именно экзистенциализм, явственно просвечивающий за философией «Расёмона» и других картин режиссера, был ближе всего его историческому опыту. Что не противоречит его верности дальним и близким национальным традициям.
Фильм демонстрируется на японском языке с русскими субтитрами.
«Расёмон»
Режиссер Акира Куросава
Япония, 1950. 88 мин. 18+