Знаменитая актриса Элизабет Фоглер внезапно замолкает посреди спектакля и, отказываясь говорить с кем-либо, попадает в психиатрическую клинику.
Врач настаивает, что она здорова, а ее молчание — это бунт против самой себя и человеческой жизни в целом. Чтобы привести ее в чувство, он предлагает ей провести лето в загородном доме под присмотром юной медсестры Альмы. Знаковая картина Ингмара Бергмана — радикальная психологическая драма о границах личности и свободы.
Проникаясь доверием к загадочной актрисе, Альма раскрывает ей свои тайны, страхи и мечты. Незаметно для себя она все больше и больше привязывается к Элизабет, но одновременно теряет связь с реальностью, превращая другого человека и его молчание в зеркало для глубинной проекции собственного «я».
Эта история взаимоотношений двух женщин рассказана Бергманом на границе сна и яви: повествование исходит тут не из некой фиксированной точки — более того, оно не имеет опознаваемого или надежного рассказчика. Границы между двумя людьми, их масками и идентичностями стираются, сливаясь воедино подобно тому, как лица Альмы и Элизабет соединяются в кадре в единый портрет.
Сьюзен Сонтаг писала, что «Персона» — это не просто пример юнгианских взаимоотношений человека со своим «я», в которых борьба с собой и неприятие своей природы в конечном счете ведут к потере себя. «Недостаточность сигнальных флажков, какими снабдил “Персону” автор, призвана засвидетельствовать, что он хочет, чтобы его фильм так и остался отчасти зашифрованным. Зритель, естественно, стремится получить определенное представление о том, что в нем происходит; однако этому его стремлению не суждено вполне осуществиться». В то же время глубоко модернистская по своей структуре «Персона» смотрится как захватывающая детективная драма, разыгранная Лив Ульман и Биби Андерсон — великими актрисами и музами Бергмана.
Фильм демонстрируется на шведском и английском языках с русскими субтитрами.
«Персона»
Режиссер Ингмар Бергман
Швеция, 1966. 85 мин. 18+