Итало-немецкая драма Вернера Шрётера о трагическом столкновении культур. Лауреат «Золотого медведя» 30-го Берлинского кинофестиваля.
В лектории Музея будет показана отреставрированная версия фильма. Картину представит приглашенный сокуратор программы «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино» Михаил Захаров.
Завзятый эстет нового немецкого кино, любитель эксцесса и обожатель див, Вернер Шрётер в нехарактерном для себя жесте делает главным героем «Палермо или Вольфсбург» мужчину — трудового мигранта, — а свою музу, актрису Магдалену Монтесуму, убирает на второй план. Этот фильм известен как один из наиболее уравновешенных и социально ориентированных в карьере Шрётера — от барочного буйства своих навеянных оперой экспериментальных лент, снятых в 1970-х, он отходит к унылым монохромным помещениям завода Volkswagen.
Однако столь любимые режиссером театральность и вычурность, хоть и приглушенные, по-прежнему на месте. Фильм начинается со стилизованной сцены отречения Петра, и впоследствии история Христа пунктиром проходит через все три часа повествования — тем самым Шрётер превращает Николу в мученическую, христоподобную фигуру, а окружающих его людей — в библейских персонажей. Герои ни с того ни с сего начинают петь или пускаются в воспоминания, а за кадром не перестает звучать музыка от Элвиса Пресли до Альбана Берга — ею Шрётер придает определенную окраску каждому пространству.
Между аграрным и промышленным капитализмом, между контактностью и отчужденностью, между чувствительностями Пазолини и Фассбиндера: фильм Шрётера поделен на две отчетливые половины, итальянскую и немецкую, каждая из которых обладает определенным политическим контекстом, стилистикой и эмоциональным регистром. Выдерживая тонкий баланс между возвышенным и приземленным, Шрётер создает фильм удивительной красоты и политического накала, протестующий против снисходительного отношения к мигрантам и опеки над ними — и агитирующий за то, чтобы те говорили сами за себя.
Фильм демонстрируется на итальянском, сардинском, сицилийском, немецком и английском языках с русскими субтитрами.
Режиссер Вернер Шрётер
ФРГ, 1980. 175 мин.