Атмосферный нуарный детектив постоянного участника Каннского кинофестиваля Вэя Шуцзюня по роману новатора китайской литературы Юй Хуа. Премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» 76-го Каннского фестиваля.
1990-е, китайская провинция Цзяндун. Молодой капитан полиции расследует серию убийств. Есть очевидный подозреваемый, начальство требует скорейшего ареста, но капитана терзают сомнения. В попытке решить загадку он все глубже погружается в тайны местных жителей, но обстоятельства преступлений становятся только запутанней. Капитан ходит в черном кожаном пиджаке, не расстается с сигаретой, сереет и истончается на глазах. Постоянно идет дождь, ночь длится бесконечно. Вокруг все мутное и вязкое, смерть внезапна, а любая душа — потемки.
«Только течет река» — своеобразный оммаж полицейским фильмам: «Воспоминанию об убийстве» Пон Джун-Хо с маньяком в провинции, столичным детективом и расплывчатыми границами полицейской морали; «Решению уйти» Пак Чхан-Ука про полицейского в депрессии; «Паприке» Сатоси Кона, где один из главных персонажей — страдающий неврозом детектив Конакава с киношным прошлым. Еще один фильм-ассоциация в контексте китайского кино — неонуар «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инаня, где преступления также происходят в китайской провинции в конце 1990-х.
Эстетски снятая на 16-миллиметровую пленку картинка — зернистая, с контрастными тенями, в грязно-серой тональности — выглядит умышленно несовременно. В интервью для Каннского фестиваля Вэй Шуцзюнь говорил, что работа с пленкой сделала течение времени в кадре более ощутимым. Кроме того, пленка и кинопроекция — сюжетные элементы фильма. В кинозале капитан видит сны, которые окончательно смешивают воображаемое и реальное. И во снах же — в лучших традициях «Персоны» Бергмана — плавится целлулоидная кинопленка, вещдок и одновременно метафора вымышленной реальности.
Фильм демонстрируется на китайском языке с русскими субтитрами.
«Только течет река»
Режиссер Вэй Шуцзюнь
Китай, 2023. 102 мин. 18+