Жизнь и судьба свиньи Гунды, увиденные как самодостаточный космос, который гармонично лишен человеческого присутствия, но не уступает миру людей в плане страстей и эмоций.
В своем последнем на данный момент фильме классик документального кино Виктор Косаковский предпринимает радикальную попытку увидеть мир животных с точки зрения самого животного.
Автор инновационных документальных картин, Косаковский создал черно-белый эпос о Гунде — свинье, живущей на ферме в Норвегии. Подобно тому, как его «Акварель» стала первой в мире картиной, снятой в формате 96 кадров в секунду, который буквально перемещал зрителя внутрь водной стихии, медитативная «Гунда» деколонизирует наш взгляд на природу, выводя ее из-под власти человека и его оптики.
Фильм предлагает зрителю занять позицию животного и существовать с ним на равных. Камера следует за Гундой и ее поросятами на уровне глаз самих «героев». В редких случаях, когда камера смотрит на них сверху вниз, с высоты человеческого роста, их жизнь словно утрачивает аутентичность, а зрительское соучастие сменяется наблюдением.
Следуя за Гундой и другими обитателями фермы — лошадьми, коровами, курами и петухами, Косаковский мастерски уводит зрителя от антропоцентричного восприятия к чистому смотрению на Другого. Отношения природы и людей даны в «Гунде» как система противостояний и ограничений: в картине нет ни одного человека, а следы его присутствия проявляются лишь в виде пугающих образов машин, оград, клеток и загонов для свиней.
Впервые картина была показана на Берлинском кинофестивале в 2020 году. Исполнительным продюсером фильма выступил актер Хоакин Феникс, знаменитый активист и борец за права животных.
«Гунда»
Режиссер Виктор Косаковский
Норвегия, США, Великобритания, 2020. 93 мин. 6+