Программа фильмов классика акционизма и одной из самых радикальных и влиятельных художниц XX века ВАЛИ ЭКСПОРТ включает в себя ее короткометражные работы и первую полнометражную картину «Невидимые противники».
Наравне с перформансом, инсталляцией и скульптурой кино является для ВАЛИ ЭКСПОРТ важнейшим медиумом. Работа с движущимся изображением позволяет ей понять, как конструируется репрезентация человеческого тела в рекламе, СМИ и кинематографе. Соединяя феминистскую теорию и экспериментальный подход к кинематографу, ВАЛИ ЭКСПОРТ исследует гендерные отношения и позицию женщины, тело которой, по словам художницы, всегда было конструктором в руках мужчин.
ВАЛИ ЭКСПОРТ (настоящее имя Вальтрауд Ленер; род. 1940, Линц) — австрийская художница, известная своими перформансами и видеоработами, которые стали классикой феминистского искусства. Изучала искусство и дизайн в Государственном высшем федеральном училище текстильной промышленности в Вене, некоторое время работала в киноиндустрии помощницей режиссера. В середине 1960-х выдвинула концепцию «Расширенного кино», сблизилась с кругом венских акционистов и стала интересоваться феминистской теорией и проблемой гендерного консерватизма в Австрии.
За свои радикальные художественные высказывания, критикующие патриархальность современного общества, не раз подвергалась жесткой критике со стороны австрийской прессы. В 1977 году дебютировала в полнометражном кино с картиной «Невидимый противник», созданный совместно с австрийским художником и куратором Петером Вайбелем, а второй ее полный метр — «Практика любви» — был показан на 35-м Берлинском кинофестивале (1985). С 1995 года — профессор кафедры мультимедиа и перформанса Высшей художественной медийной школы в Кёльне. Живет и работает в Вене.
«Дополнительные перемещения»
Фильм исследует взаимодействие тела и социального пространства через разнообразные — и возможные лишь в кино — движения камеры.
«Дополнительные перемещения»
Австрия, 1973. 10 мин. 18+
«я перебираю изображения своего голоса в своей голове»
ВАЛИ ЭКСПОРТ в буквальном смысле дает возможность говорить своему телу. Физиологичная и одновременно поэтическая видеоработа исследует репрессивную природу речи и феноменологию голоса. Голосовые связки художницы становятся самостоятельным организмом и обретают возможность говорить.
«я перебираю изображения своего голоса в своей голове»
Австрия, 2009. 12 мин. 18+
Фильм содержит сцены, не рекомендованные к просмотру особенно чувствительным зрителям
«Вожделение»
ВАЛИ ЭКСПОРТ рассуждает об изменившемся режиме восприятия тела в условиях капитализма. Рекламные логотипы, которые разместились на телах звезд спорта, становятся метафорой новых экономических отношений и политики тела.
«Вожделение»
Австрия, 1986. 12 мин. 18+
«Прерывистая линия»
Камера, установленная в автомобиле, фиксирует прерывистую разделительную полосу дороги одновременно с ее отражением в зеркале заднего вида. Медитативный фильм о времени и пространстве, в котором автомобиль становится своеобразным связующим звеном между прошлым и будущим.
«Прерывистая линия»
Австрия, 1971–1972. 9 мин. 18+
«Синтагма»
В этом фильме ВАЛИ ЭКСПОРТ изображает встречу женщины и ее собственного тела в качестве Двойника. Используя технику раздвоенного экрана, зеркального отражения и фотографии, художница показывает, что женщина переживает вечное раздвоение — не только из-за собственного восприятия своего тела, но и благодаря постороннему взгляду на него.
«Синтагма»
Австрия, 1983. 18 мин. 18+
«Невидимый противник»
Полнометражный дебют ВАЛИ ЭКСПОРТ снят совместно с ее партнером — художником Петером Вайбелем. Главная героиня Анна — фотограф из Вены, страдающая шизофренией и убежденная, что Землю порабощают невидимые инопланетяне. Параллельно она и ее возлюбленный пытаются спасти свои стремительно ухудшающиеся отношения. Фильм смешивает в себе почти документальную объективность, фантазии и шизофренические проекции, стирая грань между реальностью и сном. Длинные медленные съемки сочетаются с прерывистым монтажом и стоп-кадрами, а черно-белое изображение — с цветным.
«Невидимый противник»
Австрия, 1977. 110 мин. 18+