«Перед судом истории» — мало на что похожее происшествие в истории кинематографа.
Это причудливое сочетание документального диалога и вымысла, настоящих исторических событий и их интерпретаций, фильм-диспут о революции и эмиграции между классиком советского кино Фридрихом Эрмлером и идеологом Белого движения, монархистом Василием Шульгиным.
Фридрих Эрмлер (1898–1967) — один из важнейших советских режиссеров первой половины XX века. Он пришел в кино в середине 1920-х в период расцвета авангардного искусства, в 1937-м в качестве придворного художника создал одиозный фильм о борьбе с врагами народа «Великий гражданин», а к середине 1950-х стал обломком уходящего в прошлое сталинского кино. «Перед судом истории» — его последняя работа.
В центре повествования — реальная историческая фигура Василия Шульгина, заметного политического деятеля начала XX века, принимавшего отречение Николая II в первые дни Февральской революции. Шульгина играет сам Шульгин, спустя почти полстолетия по официальному приглашению советских властей вернувшийся в город, когда-то называвшийся Петроградом. Предполагалось, что его оппонентом в кадре станет Эрмлер, однако в итоге в диалог с Шульгиным вступает вымышленный персонаж, обозначенный в титрах как Историк. Из-за разных статусов дискутирующих весь фильм превращается в мерцание преднамеренности, фантазии и импровизации. Столь же удивительное сплетение насыщенной исторической реальности и фикшена есть и в снятых несколькими годами позже фильмах Томаса Харлана «Раневой канал» (1984) и Кадзуо Хары «Голая армия императора идет вперед» (1987).
«Перед судом истории» — это разговор об эмиграции, революции, событиях рубежа 1910–20-х годов, который постоянно прерывается: через реплики Историка сценарист и режиссер фильма дают прямой и будто бы документальной речи собственный комментарий. Однако и сам Шульгин как персонаж и как актер непреднамеренно становится фигурой, которая разоблачает не только советскую идеологию, но кинематографическую машинерию Эрмлера, выталкивая уже его на суд истории. Автобиографический по задумке фильм становится эссеистическим пространством, пронизанным авторефрентностью и саморефлексивностью.
«Перед судом истории»
Режиссер Фридрих Эрмлер
СССР, 1965. 99 мин.
12+