Поль Жаваль (Мишель Пикколи), успешный французский драматург, получает от американского продюсера Джереми Прокоша (Джек Пэланс) предложение переписать сценарий для застрявшей в продакшене экранизации «Одиссеи».
Джереми бесконечно перепирается с режиссером фильма Фрицем Лангом (легендарный немецкий режиссер играет самого себя), но от творческих разногласий его отвлекает жена Поля — Камилла (Брижит Бардо). На пересечении профессиональных и личных интересов в паре писателя и его жены наступает кризис, и чем больше они погружаются в съемочный процесс, тем больше отдаляются друг от друга.
Жанр «кино о кино» кажется идеальной формой для ироничной, почти издевательской манеры Годара экспериментировать с медиумом. Слом четвертой стены в открывающей сцене — только один из примеров того, как режиссер манипулирует восприятием, заставляя зрителей заметить напускную релистичность фильма. С широкоугольным объективом Cinemascope Годар работает впервые, и через слова Фрица Ланга оставляет скептический метакомментарий: «Широкий экран не для людей, а для змей и похорон». Таким образом намеренно затянутая середина фильма, в которой зрители наблюдают за сближениями и расхождениями главных героев в герметичном пространстве их недостроенного дома, начинает играть новыми красками. В «Презрении» тексты накладываются и сплетаются друг с другом: история Одиссея и история Поля, реальность фильма в фильме и судьбы экранных героев.
Фильм демонстрируется на французском, английском и немецком языках с русскими субтитрами.
«Презрение»
Жан-Люк Годар
Франция, Италия, 1963. 103 мин.
18+