Живущий в нужде тегеранец средних лет настолько увлечен кино, что выдает себя за известного иранского режиссера Мохсена Махмальбафа. В этой роли он вызывает доверие одной богатой семьи и даже обещает снять ее членов в своем новом фильме. Основанный на реальных событиях и задействующий их участников, «Крупный план» — первый общепризнанный шедевр Киаростами. Это многослойное кино о повседневности и воображении, игре и идентичности, в котором Киаростами незаметно, но окончательно стирает грань между документом и вымыслом, фактом и реконструкцией, актером и персонажем.
Главный герой «Крупного плана» Хоссейн Сабзиан — малоимущий отец двоих детей и многолетний синефил, который еще с детства находит отдушину в кинотеатре, обнаруживая себя в персонажах разных фильмов (например, в герое «Путешественника» Киаростами). Его любовь к кино настолько велика, что однажды в разговоре с незнакомой женщиной об иранском фильме «Велосипедист» он выдает себя за его режиссера — знаменитого Мохсена Махмальбафа.
«Крупный план» вырос из реального случая, о котором Киаростами прочитал в газете: находящийся под стражей и обвиненный в мошенничестве Хоссейн Сабзиан выдавал себя за Махмальбафа якобы с целью обмануть и получить деньги от семьи Аханхи. Эту невероятную историю Киаростами воплощает и исследует с участием ее реальных персонажей: в «Крупном плане» снялся настоящий Хоссейн Сабзиан и настоящие члены семьи Аханхи. Появляется в нем и сам Киаростами — в сцене, в которой он разговаривает с Хоссейном в тюрьме.
Беря за основу реальный случай двойничества и присвоения чужой идентичности, Киаростами превращает его в метафору самого кино, в котором истина и мнимость, подлинное и поддельное, оригинал и копия существуют на равных, неотличимы друг от друга и являются сообщающимися сосудами. Глубинные, парадоксальные и едва уловимые отношения между ними воплощаются в самой поэтике фильма, в котором стирается грань между документом и вымыслом, фактом и реконструкцией, а также между человеком, актером и его персонажем. Еще больше запутывает ситуацию появление на экране настоящего Мохсена Махмальбафа, который встречается со своим двойником и иронизирует по поводу того, что устал быть собой. Неочевидный формальный эксперимент и одновременно пронзительная драма о (маленьком) человеке и его безумной мечте как способе выпрыгнуть из удушливой повседневности, «Крупный план» регулярно входит в списки самых важных картин в истории мирового кино.
Фильмы демонстрируются на персидском языке с русскими субтитрами.
«Крупный план»
Режиссер Аббас Киаростами
Иран, 1990. 98 мин. 16+