Картина распада семьи и поиска прощения — один из самых известных фильмов классика авторского кино Ингмара Бергмана.
Жена деревенского пастора Эва приглашает погостить свою мать Шарлотту, всемирно известную пианистку, с которой не виделась семь лет. Однако гостью ждет сюрприз: Эва забрала к себе парализованную сестру, сданную Шарлоттой на попечение в клинику. Искреннее желание восстановить семейные узы оборачивается сеансом болезненных откровений и встреч с ошибками прошлого. Кульминационная сцена фильма — бессонная ночь признаний во взаимной любви и ненависти — стала хрестоматийной не только для Бергмана, но и всей истории кино.
Мастер камерной драмы и упрямый экзистенциалист, к сороковому фильму Бергман отточил свой стиль до почти кристальной чистоты. В «Осенней сонате» нет ничего лишнего, лишь семейный портрет в интерьере, где за жестами расположения вибрируют натянутые струны внутренних противоречий, недовольства собой и отчаянной потребности в любви. Театральность постановки акцентирует внимание на крупных планах и тонкой игре двух великих актрис — талисмана Бергмана Лив Ульман и однофамилицы режиссера Ингрид Бергман, легенды американского кино, игравшей в «Касабланке» Майкла Кёртица и «Газовом свете» Джорджа Кьюкора. Эти роли писались под них «и только их», как говорит об этом режиссер в своей книге «Картины». Для Ингрид это единственная работа с Бергманом и главный ее финальный бенефис; для Лив Ульман — последние съемки у великого шведа перед 15-летним перерывом. В эти характеры они вложили так много, что при каждом просмотре отмечаешь все новые нюансы, позволяющие раз за разом пересматривать сложную диалектику вины и прощения. В «Осенней сонате», возможно, ярче, чем в любой другой работе Бергмана, проявлена формула теолога и кинокритика Амадея Эйфра: отсутствие Бога здесь свидетельствует о присутствии Бога.
«Осенняя соната»
Режиссер Ингмар Бергман
Германия, Великобритания, 1978. 99 мин.
16+