Евгений Юфит — создатель радикального художественного движения некрореализм.
Оно зародилось в Советском Союзе в середине 1980-х годов. Его участники исследовали пограничные зоны между жизнью и смертью, здравомыслием и безумием, советской нормальностью и диссидентством, а также потенциал черного юмора и художественного идиотизма (в формулировке создателей направления) внутри и за пределами советской действительности. В 1984 году Евгений основал в Ленинграде независимую киностудию «Мжалалафильм», объединившую художников, режиссеров и артистов. В 1990-х кинокритик Сергей Добротворский писал о фильмах студии: «Ранние некрореалистические декларации утверждали жизнь тела, покинутого душой, и пропагандировали чистый идиотизм, не испорченный ни инстинктом, ни подсознанием. Их короткометражки напоминают фарс Мака Сеннета 1910-х годов и шокирующую эстетику французского авангарда, а также безудержную эксцентричность советского кино 1920-х годов».
В журнале «Искусство кино» в 2020 году кинокритик Эдуард Голубев писал о ранних фильмах студии: «То, с чего некрореализм начался, принято называть „гаражным кино“ — это целый независимый жанр, в котором не существует устоявшихся законов и норм логики. В нем все делается спонтанно и в сжатые сроки, места для взвешенной операторской работы или режиссуры не предусмотрено. Первые работы некрореалистов на пленке — это короткие фильмы-клипы, похожие на демоническое немое кино».
С 2016 года, после смерти Евгения Юфита, исследовательница и режиссерка Маша Годованная вместе со своим сыном Тимофеем Юфитом являются владельцами и архиваторами творческого наследия Юфита. На основе собранных материалов Маша Годованная подготовила уникальную программу: рассказ о семейных истоках творчества Евгения Юфита, а также о его личных и творческих взаимоотношениях с позднесоветской действительностью. На лекции зрителям будут представлены домашние фильмы Super 8, снятые дедушкой Евгения Юфита Алексеем Цукановым и показывающие семейные экскурсии и моменты частной жизни в СССР в 1960–1970-е годы. В программу также вошли ранние кинематографические этюды и эксперименты Юфита конца 1970-х годов, приведшие к созданию его первых короткометражных фильмов: «Санитары-оборотни» (1984), «Дровосек» (1985), «Весна» (1987). Завершится лекция показом короткометражных фильмов и кадрами «за кадром»: записями репетиций, подготовки к съемкам, бекстейджем.
Все архивные материалы, которые планируются к показу во время лекции, были оцифрованы Австрийским музеем кино и будут представлены в России впервые.