«Первый случай, второй случай» — моральная парабола, с трудом снятая Киаростами на заре Исламской революции. Методичный стук по какому-то предмету срывает урок. Пытаясь вычислить виновника, учитель выставляет за дверь семерых мальчишек с последних парт — именно оттуда исходил шум. У этих ребят есть выбор — выдать того, кто инициировал конфликт, или проявить солидарность и понести наказание вместе. Два этих игровых случая комментируют родители учеников и представители иранской власти. Их зачастую полярные взгляды обнажают диалектику отношений человека и коллектива, порядка и сопротивления, оппозиции и власти — диалектику, которая становится особенно острой в эпоху политических перемен. Показ предваряет короткометражка «Посвящение учителям» — документальный портрет многоопытных учителей и их выросших учеников, некоторые из которых тоже стали педагогами. В Garage Screen пройдет российская премьера отреставрированных версий фильмов.
В центре картины «Первый случай, второй случай» — неразрешимый вопрос этического выбора, один из ключевых для Киаростами. Обращаясь к конфликту учителя и учеников, режиссер исследует и тестирует понятия дружбы, предательства, солидарности, порядка, сопротивления, совести и ответственности, а также задает фундаментальный вопрос о том, кто на самом деле виноват в случившемся — бунтующие школьники, обостривший конфликт учитель или сама школьная (она же общественная) система, вынуждающая своих участников вести себя именно так, а не иначе.
Документально-игровой «Первый случай, второй случай» был чудом снят во время Исламской революции и стал интереснейшим документом эпохи — словно лакмусовая бумага он проявил подвижность общества и морали в переходный исторический период. Разбирая конфликт и два способа его решения, Киаростами показывает, как ведут себя общество, власть и обычный человек в зависимости от стремительно меняющихся обстоятельств. По словам Киаростами, фильм затрагивает идеологию доносительства и обнаруживает связи между необразованностью и готовностью присягнуть диктатуре. Картина была моментально запрещена, а один из героев-комментаторов — высокопоставленный представитель Исламской революции, был впоследствии казнен.
С формальной точки зрения «Первый случай, второй случай» можно назвать модернистским экспериментом. Киаростами впервые демонтирует стену между фильмом и зрителями, проблематизируя само пространство восприятия кино — всегда политическое и амбивалентное. Документальные сцены в кинозале, в которых мы видим кинопроектор и то, как реальные зрители смотрят игровую часть на киноэкране, переводят фокус с событий в школе на их неоднозначное восприятие и субъективные — они же всегда идеологизированные — трактовки, предвосхищая будущие картины Киаростами о том, как человек — каждый по-своему — видит и оценивает реальность сквозь кино, а кино — сквозь призму собственного опыта.
Фильмы демонстрируются на персидском языке с русскими субтитрами.
«Первый случай, второй случай», 1979. 53 мин.
«Посвящение учителям», 1977. 17 мин.