Уже в самых первых фильмах Киаростами — черно-белой короткометражке «Хлеб и проулок» и почти часовой черно-белой драме «Жизненный опыт» —выкристаллизовывается его концепция кино как едва уловимой игры между реальностью и ее отражением, документом и воображением, прозрачностью и непознаваемостью. В Garage Screen пройдет российская премьера отреставрированных версий фильмов.
В начале своего режиссерского пути Аббас Киаростами работал на базе «Кануна» —тегеранского института интеллектуального развития детей и молодежи, направленного на воспитание подрастающего поколения. Отчасти отсылая к традициям итальянского неореализма, его ранние фильмы сняты на улицах Ирана, мягко и доверчиво документируя «жизнь врасплох». Герои — непременно дети, то есть те, кто смотрит на мир впервые и пробирается сквозь него на ощупь, незаметно для себя совершая символическое путешествие от невинности к опыту и расставанию с первыми иллюзиями.
Возвращаясь домой, мальчик из «Хлеба и проулка» останавливается при виде собаки, лежащей на его пути. Простая житейская ситуация становится зеркалом для самых разных эмоций — от испуга и растерянности до удивления, от проявления смекалки до преодоления страха. Впоследствии Киаростами признавался, что длинный план с ребенком и собакой — вся драматургия их отношений — был самым трудным в его жизни. Уже в этой работе содержатся мотивы дороги, выбора пути и путешествия — одни из центральных в творчестве Киаростами.
«Жизненный опыт» — первый шаг режиссера к «большому» кино. Подросток из бедной семьи работает помощником в студии пожилого фотографа, который держит его в ежовых рукавицах. Однажды герой встречается взглядом с девушкой, которая, как ему кажется, тоже проявляет к нему интерес. Теперь его цель — устроиться на работу в ее семью, принадлежащую к богатому сословию. Точный и словно по метроному выверенный монтаж, почти полное отсутствие диалогов и тонкая шумовая партитура из звуков предметов и отголосков города наделяют «Жизненный опыт» формальным совершенством едва ли не музыкального свойства. Образы фотографии, зеркала и крупного плана, мотивы подобия, игры и примерки чужой идентичности, прежде всего классовой, получат развитие в последующих фильмах Киаростами.
Предваряет программу небольшая научно-популярная картина «Я так тоже могу» — первый цветной фильм Киаростами с вкраплениями анимации, в котором он на примере детского урока комично изображает разрыв между реальностью и игрой, ожиданиями человека и (не)возможностью их реализовать.
Фильмы демонстрируются на персидском языке с русскими субтитрами.
«Хлеб и проулок», 1970. 12 мин.
«Жизненный опыт», 1973. 56 мин.
«Я так тоже могу», 1975. 4 мин.