«Послание к человеку» — один из двух крупнейших международных кинофестивалей в России, его смотр традиционно проходит в Санкт-Петербурге. В этом году часть обширной фестивальной программы впервые после долгого перерыва будет показана в Москве.
В программу кинопоказов в лектории Музея «Гараж» вошли ключевые фильмы 34-го «Послания к человеку». Среди них — работа одного из крупнейших мастеров мирового авангарда британца Бена Риверса «Боганклох» (приз «Серебряный кентавр») о шотландском отшельнике, который не принимает цивилизацию и сделал жизненный выбор в пользу лесов и рек. Этот магический фильм возвращает нас к базовым вопросам, которые мы предпочитаем не задавать себе внутри нашей городской обыденности.
Также в программе трехчасовой фильм новой звезды европейского документального кино Сильвана Жоржа «Ночь темна. Прощай здесь и везде» (Гран-при фестиваля; приз жюри на кинофестивале в Локарно). Жоржа интересуют «новые отверженные», люди, социально незримые, «застрявшие между правилом и исключением», живущие вне твердых общественных настроек. Его новый фильм наблюдает за подростками на севере Африки, которые мечтают любыми путями добраться до Европы, но застревают, практически навечно, в родной Мелилье.
Работа «Мусорщик» Ахмада Бахрами (приз Международного кинофестиваля в Шанхае за выдающиеся художественные достижения) из кураторской программы «Новые голоса» Михаила Ратгауза — радикальная черно-белая ода деструкции, которая выглядит как акт эстетического сопротивления фестивальному мейнстриму.
Национальный конкурс фестиваля представлен двумя смелыми опытами с кинематографической формой — «Текст для заявки к фильму» Даши Лихой и «Все еще впереди» Маши Годованной) — и документальной рефлексией «Невеста» Инны Омельченко (два приза на «Послании», в том числе специальный диплом жюри «За нежность, жесткость и дистанцию») о женских судьбах в России.
Специально для показа в Музее «Гараж» отборщик и куратор экспериментального блока фестиваля Михаил Железников собрал сеанс короткометражных фильмов «Прерванные сны» — о технологиях, прошлом, грезах, — куда также вошли фильмы-призеры.