В рамках цикла дискуссий «Время для будущего» компания «Ингосстрах» и Музей «Гараж» приглашают аудиторию обсудить феномен цифрового искусства и вызовы, которое оно бросает этике и механике работы музейных институций и законам арт-рынка в целом. Слушатели узнают, почему не надо путать видеоарт и диджитал-арт, что значит posthuman и как рынок и законодательство должны измениться, чтобы отвечать новым явлениям в сфере искусства.
Живопись, скульптура, инсталляции, саунд- и видео-арт и даже перформанс — все формы искусства XX–XXI веков уже кажутся понятными, классифицированными, упорядоченными в музейных собраниях. Специалисты научились их показывать, оценивать, документировать, хранить и продавать. Но в последние годы на сцену ворвалось новое поколение художников-исследователей, работающих с цифровыми технологиями. Они перестают создавать «предметы» искусства — даже видимые физические формы или видеопроекции являются в их работах все лишь следами процесса, часто генерируемого нечеловеческими механизмами — например, нейросетью. Эти произведения искусства теряют связь с физическим пространством и ставят под вопрос формат музейного показа как такового. Как в этих условиях меняется функция музея как выставочной площадки и как меняется этика обращения с произведениями искусства и самими художниками? Как в новых условиях переориентироваться всем сервисам, сопровождающим выставочную деятельность и арт-рынок, и при этом не потерять время и прибыль?
Проблема коллекционирования, как и публичной демонстрации, ставит задачу определения прав на интеллектуальную и материальную собственность и страхование на случай повреждения или утраты. Однако что является ценностью или повреждением в нематериальном произведении? Как оценить стоимость нейросети и может ли она получить авторское право?
Пока арт-рынок продолжает регулироваться консервативными принципами — например, частотой появления на международных смотрах искусства, — и сложившаяся в ХХ веке схема взаимоотношений художника с институцией сохраняется, становится все яснее необходимость найти новые механизмы работы с цифровыми произведениями в этической и правовой сферах.